Сибирские огни, 1927, № 1

«И до сих пор еще порой я вижу во сне эту темную реку, и смутные отражения редких звезд, и эти торы, похожие в темноте на тучи, и нашу ло­ дочку, покачиваемую невидимой волной великой сибирской реки... И на меня веет от этих воспоминаний глубокою, неизобразимую словами, печалью. Отку­ да она— я сказать не могу. Отголоск ли невозвратного прошлого, смутное мер­ цание пройденного уже пути жизни. Или это определенная человеческая грусть этих станочников, обреченных караулить на диких берегах полосатые казенные столбы и холодные камни...». Таким образом, не формула Островского, но формула Микеши является лейт-мотивом в его восприятиях Сибири. Следует добавить, что эти слова о полосатых столбах и холодных камнях не выдуманы Короленко; это замеча­ тельное определение сущности приленского бытия было, действительно, услы­ шано однажды автором от одного из ямщиков на Лене. Об этом он опреде­ ленно свидетельствует в своих «Воспоминаниях о' Чернышевском». Но в этой, случайно-оброненной фразе Короленко, со свойственным ему уменьем «рас­ крывать смысл явлений», уловил ее глубокий символический смысл, и сделал ее центральным моментом своих рассказов о Сибири. «В этой фразе», чи­ таем мы в «Воспоминаниях о Чернышевском», «излилась вся горькая жизнь русского мужика, потерявшего смысл существования. «Столбы для дому бей в камень, паши камень и камень кушай... и слеза наша на камень этот па дет»— говорил другой». I V . В приведенных выше, подлинных словах ленского станочника, — ключ к пониманию поэтики сибирской! темы у Короленко. И вместе с этим они являют­ ся, как бы мостом, который переводит из одного плана построения в другой из плана психологического— в план социальный. Н. Шаховская очень удач­ но вскрывает одну из существеннейших сторон творческого метода нашего писателя. Для Короленко, по замечанию исследовательницы, важно не вое произведение отдельных проявлений человеческой личности,— но он стре мится уловить и схватить «все нити, которыми личность связывается с окру жающими условиями и обстановкой»1). Этот метод особенно отчетлив в композиции сибирских рассказов. Более, чем где-либо, в них ясно ощущается стремление автора обнажить со циальные корни и социальную обстановку того или иного существования. Ленских станочников он вдвигает в контрастный мир хищного золотоиска- тельства, прийскового разгула и административного гнета. Он вскрывает да­ лекое прошлое этих станков, останавливается на их экономическом быте, — и его очерки, особенно, «Государевы Ямщики» и «Феодалы», являются в этом отношении как бы художественной энциклопедией жизни и быта станочни­ ков. Правда, она не вся выдержана в художественном плане и, пользуясь выра­ жением самого В. Г., признать, что «многое из того, что нужно было сказать образами, сказано формулами»2). Он рассказывает, как «когда-то давно по реке проехали землемеры и чиновники, высматривая из лодки места, годные для поселения, и по глазо­ меру определяя расстояние. Потом из разных мест России и Сибири пригна­ ли мужиков и поселили на голых камнях. Мужики, завербованные волшеб­ Ч Н. Шаховская. В. Г. Короленко. Критико-библиографический очерк. М. 1912; стр. 153. 2) Письма В. Г. Короленко. Изд. Пушкинского Дома Ак. Наук. JI. 1922; стр. 133-134.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2