Сибирские огни, 1927, № 1
111 . Проблема народного характера (национального или областного) является одной из труднейших в науке. Всякие обобщения в этой сфере чрезвычайно рискованны и опасны, и потому современная наука старается обходиться без них или пользуется ими, как рабочими гипотезами. Иначе мыслит художник. Он чувствует себя свободнее и смелее учено го, он безбоязненно ставит проблемы, перед которыми иногда отступает осто рожная мысль ученого. Сохранилось замечательное письмо Короленко к В. А, I ольцеву ПО' поводу «Слепого музыканта». В этом письме Короленко спра шивает мнение Гольцева и «вообще сведущей публики» о «психологической развязке стремлений слепого к свету». «Конечно»,— добавляет он,— «возмож ность такой развязки есть лишь гипотеза, но мне лично кажется, что худож ник в подобных гипотезах может чувствовать себя свободнее ученого»1). Вот с этой-то свободой и смелостью художника и подходит Короленко к проблеме национального- (в данном случае, областного) характера. О том, как понимал Короленко свою задачу, можно судить по одному случайному, но знаменательному признанию, которое обронил он в своих воспоминаниях о Толстом. «Жизнь кидала меня таким прихотливым образом»,— говорит он:— «что мне пришлось видеть, а, главное, почувствовать все слои русского народа, начиная от полудикарей-якутов или жителей таких лесных углов евро пейского севера, где не знают даже телег, и кончая городскими рабочими»2!. Чрезвычайно характерно для Короленко это признание. Он не говорит: узнать или познать, но именно почувствовать, т.-е. чутьем художника постичь основные черты характера, уловить какие-то скрытые силы, которые связы вают человека со всем окружающим бытом, и, прежде всего, с природой. И на фоне сибирского пейзажа, в призме его образов, стремится Короленко- «по чувствовать» душу сибиряка, и уловить смысл его существования. И, как всегда у художника, один образ, часто совершенно случайный, проясняет всю сложную -цепь человеческих отношений и позволяет раскрыть до конца (в глазах художника) то или иное явление. В данном случае этим образом явилась для Короленко глубоко поразившая его картина ночной пе реправы во время рекостава. Река- уже, начинала «становиться», сообщение между двумя- берегами было уже прервано, и очередные ямщики с лошадьми и санями уже заблаго временно перебрались на другой берег, чтобы: поддерживать почтовое сооб щение без переправы. «Здесь»,— рассказывает Короленко-:— «у них не было никаких строений. Под огромной скалой мы увидели широкую яму, в которой ютились и люди и лошади. В середине горел костер из целых стволов листвен ницы, и дым подымался кверху, смешиваясь с падавшим из темноты снегом». «Ледоход затя-гивался, и люди жили, т. о., вторую неделю. Огонь осве щал угрюмые истомленные лица ямщиков. Лошади фыркали под каменными стенами огромной землянки. Порой, когда костер вспыхивал ярче, вверху по являлись то кусок нависшей стены, то группа лиственниц... Появлялись, стоя ли мгновение в вышине, как будто готовые обрушиться, и опять исчезали»... «Я вспомнил»,— говорит Короленко,— «старинное слово «ямы» и мне по казалось, что я понял происхождение этого термина. Не в таких ли «ямах» начиналась в старину «ямская государева служба», не отсюда ли самое слою «ямщик». Таким образом, здесь, в этой мрачной фантастической картине, «точно выхваченной из XV I века», раскрылась художнику сущность этой г) Архив Гольцева... стр. 120. 2) «Гол. Минувш.», 1922, И, стр. 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2