Сибирские огни, 1927, № 1
как созвучное переживание. По замечанию одного из критиков, пейзаж До* стоевского «всегда связан со скорбным сознанием автора». Иную традицию и иную точку зрения устанавливает Л. Толстой. В сво ем дневнике юноша Толстой записывает: «Говорят, что, смотря на красивую природу, приходят мысли о боге, о- его величии, о ничтожности человека и т. д. Влюбленные видят в воде образ влюбленной, другие говорят, что горы, казалось, говорили то-то и то-то, деревья звали туда-то. Как может придти в голову такая нелепость». Эти принципы поэтики Толстого были отчетливо вскрыты Б. М. Эхен баумом в его сравнительно недавней работе о молодом Толстом. «У Толсто го»,— пишет исследователь,— «описания природы перестают быть аккомпани- ментом душевной жизни. Они не окутаны никакой дымкой настроения». Его задачей является «вернуть переживанию первоначальную непосредственность. Нужно описать дерево, именно, как де-рево, как факт природы». По формуле дневника нужно- «перелить в другого свой взгляд при виде природы». Так уста навливается «целостно-стихийное переживание природы» в противовес эмо циональному пейзажу Тургенева*). Новая русская литература должна была пойти по тому или иному пути. По пути Толстовской поэтики пошел определенно Чехов. Он совершенно от ходит от Тургенева. Он иронизирует над теми, кто любит «размазывать при роду». Он отказывается от Тургеневских пейзажей— «нужно что-то дру гое»,— пишет он по этому поводу. В сдержанных и скупых пейзажах Чехова, в сущности, воплощается Толстовское требование «целостного и стихийного переживания природы»,— но, в отличие от Толстого— в духе нового эстети ческого сознания, эта стихийность находит выражение у Чехова в импрес сионистическом способе передачи. Наиболее яркий пример такого пережи вания природы— «Степь». Этот импрессионистический метод рисунка подчинил себе отчасти и Короленко. В целом ряде произведений мы находим типичнейшие пейзажи в духе этой манеры. Так, мы встречаем «сонную степь, переживающую сны прошлого», «бледную степь», которая «сонно грезит туманными призрака ми» и пр. Аналогичные примеры в большом количестве подобраны Ф . Н. Ба тюшковым. Но было бы ошибочно видеть в этой импрессионистической ани мизации природы основную черту творчества Короленко, как это делает критик. Поэтика Короленко примыкает к Тургеневской традиции, подобно то му, как поэтика Чехова к Толстовской. «Человеческое переживание ищет себе резонатора в природе»,— пишет Короленко в одной из своих критиче ских статей. И эта формула, которую бросил однажды Короленко-критик, находит себе полное подтверждение и в творчестве Короленко-художника. В последней части «Истории моего современника» он вспоминает одно из са мых жутких и тяжелых событий своей сибирской ссылки: самоубийство то варища, некоего Павлова. Накануне он просил приехать к нему Короленко и его товарищей. По целому ряду причин, они не смогли этого сделать. В ту же ночь Павлов покончил с собой— и вот сознание своей, хотя и косвенной, но все же вины, теперь угнетало автора и его друзей. Вместе с врачем они едут на вскрытие тела покойного товарища. «День был чисто весенний,— вспоми нает Короленко,— полный какого-то особенного оживления: по небу неслись яркие облака, тайга шумела под налетом весеннего ветра глухо, но как-то *) Необходимо сделать оговорку: говоря так, мы имеем в виду, конечно, только основные направления поэтики Толстого и ее основные тенденции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2