Сибирские огни, 1927, № 1

жанра, торжествует и в современных произведениях. Излюбленная форма се­ мейно-психологическою романа с богатейшими иллюстрациями на темы люб­ ви, ревности, измены, чести, долга, семейных отношений и проч. продолжает служить верой и правдой творчеству как старшего поколения современных писателей Италии, так и только что вступающей в литературу молодежи. Давно уже определившееся творчество Гвидо де Верона не обнаруживает но­ вых граней и в его последних романах « Cleo-Robes et manteaux » и проч.: это все тот же бытовой, психологический роман с несколько бульварным от­ тенком, долженствующим угодить спросу читателей. Большую независимость мы находим в романах давно известного Джиованни Верга «Ева», «Дон Канде лоро» и т. д. Из последних новинок этого типа романов заслуживают упоми­ нания «Наша ночь»— Милли Дандело, «Тени греха»— Луиджи де Грациа, «Больные страстью» и «Сады Армиды» А. де Стефани, все они написаны на тем-ьг бытового уклада современной Италии с преимущественным вниманием к психологической мотивировке действий и переживаний литературных пер­ сонажей. Франческо Кьеза со своим новым романом «Март», Фаусто Мартини («Сердце, которое ты мне дал») и Альфредо Панцини («Девушка без дев­ ственности») значительно шире и глубже трактуют те же семейно-бытовые темы любви, страсти и жизненных сплетений, давая выход в сторону осве­ щения социальных сторон жизни послевоенной Италии Муссолини и фаши­ стов. Трепет общественного нерва слышится в произведениях совсем молодых писателей, выросших на нездоровых дрожжах войны и экономического после­ военного кризиса— Мари Тибальди Кьеза («У всякого жаворонка дблжен выра­ сти хохолок») и Джузеппе Маджиоре («Жизнь настоящего человека»). Невероятно запутанную, но полную бытовых и актуальных черт совре­ менности, историю рассказала талантливая писательница Грамма Делледо в своем последнем романе «Пляска ожерелья», где на фоне излюбленной темы ита­ льянских романистов о последних представителях благородных патрицианских фамилий, попадающих в хаотические условия Подгнившего буржуазного строя, повествуется ряд сцеплений самого жизненного' характера, в результате ко­ торых молодой аристократ, владелец фамильного- ожерелья, совершающего путь из дома феодалов в дом распухшего на спекуляциях ростовщика, женит­ ся на дочери последнего, приобретая жену и возвращая семейную ценность». Приключенческие мотивы, входящие от времени до времени в романы бытового .типа, торжествуют в целом ряде социально-авантюрных романов, тип которых явственно определяется в итальянской литературе. Эти романы могут быть также названы и колониальными, хотя не всегда обязательно пе­ ренесение действия в колонии Америки или Африки, как это делает Энрико Каппелини в своем романе «Песнь в ночи». Еще в большей степени эта жилка социальных мотивов звучит в рома нах Паоло Бренно «Признаки золота» и «Душа океана», последний «из исто­ рии русской революции». Нельзя сказать, чтобы автор хорошо разбирался в делах нашей революции, но это не так уж и важно, знаменательно само по себе то, что интерес к нашему социальному перевороту' не ослабевает в Ита лии и находит свое отражение в художественных произведениях. В новел лах Дж. Миланези «Трепет земли» среди нагромождения экзотических кар тин— Китай, африканская пустыня, Япония, островок в океане— имеется и «колония русских революционеров». Без этого аксессуара теперь трудно обойтись писателю, желающему иметь успех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2