Сибирские огни, 1927, № 1
К писателям старшего поколения следует отнести и Пьера Ампа, высту пившего в литературе еще до войны. Его большая серия социальных романов, весьма своеобразных по форме, разрывающей традицию старого натуралисти ческого романа и уснащенной далеко не художественными! элементами в виде цифр, статистики и проч., носит общее название «La peine des hommes» («Страдание людей»), Амп— бытописатель и певец труда во всех формах его проявления и преимущественно индустриального труда. Его романы»— это ху дожественные отчеты о. всех видах производства, промышленности и торговли Франции. Этим главным героям и уступают место персонажи романов, появля ясь лишь иллюстрационный материал. Отсюда несцепленность сюжет ных звеньев и относительная непрочность фабулы при глубоко-художествен ных порой описаниях пейзажа («Песнь песней».). Не будем говорить об Анри Барбюсе, хорошо известном нашему читате лю. Он мужественно идет вперед, выпуская ежегодно по художественному произведению и неутомимо работая во французской общественности. Основанный им журнал «Свет» («C larte») прошел целой эпохой в со знании французских писателей, в значительной мере отточивших свое созна ние на его оселке, и в начале этого года слился с группой сверхреалистов, пе ременив лозунг и название в «Гражданская война». Сверхреалисты групируются вокруг Андрэ Брэтон и состоят преимуще ственно из поэтов, среди которых такие .имена, как Ф . Супо, Эллюар, Роже Витлак— пользуются значительной известностью. К этой же группе принадле жал и Жозеф Дельтейль, недавно от нее отошедший, известный своими пол нокровными, напитанными запахом плоти и жизни романами «Жанна Д’Арк» и «Холера». Первый роман получил мировую премию. В противопо ложность Дельтейлю романы Ф. Супо и др. из этой группы отличаются дря блостью психологии, которую они культивируют «по Фрейду», придавая гро мадное значение области подсознательного. Недаром один из пунктов их ма нифеста гласит: «Мы верим в то, что в будущем два состояния, столь противо положные между собой-—сон и действительность— соединятся в своего рода абсолютную реальность— в сверхреальность». Эта группа интеллигентских писателей революционна из побуждений, диктуемых отрицанием социального строя современности, полного уродств и страданий. Гнусная война француз ского правительства с риффами толкнула эту rovnny на об’единевие с други ми группами, в частности с «Клартэ». 50 французских писателей подписали общий манифест, резкий, протестующий, в котором возглашали: «Прежде все го и всегда революция»... Такое завершение в парафразе получила некогда тоже литературно-революционная формула Поля Верлэна «Музыки прежде всего и всегда»... В беглом обзоре трудно очертить все течения современной французской литературы-и поэтому мы не будем останавливаться ни на симюльтаистах, ни на дадаистах, не давших прозе больших откровений. Зато унанимизм с Жюль Романом во главе заслуживает того, чтобы на нем несколько задержаться. Школа унанимистов исповедует литературный коллективизм и полагает, что единство жизни и ее проявлений должно рассматриваться в целом, а не в ча стя к. Индивидуум должен служить предметом художественного внимания пи сателя лишь в связи с иелым коллективом, который и существенен своим пол ным и общим проявлением. Современный человек живет более коллективно, чем индивидуально'. К этому располагает его самый ритм жизни больших го родов, в которых отдельная личность растворяется почти без Остатка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2