Сибирские огни, 1927, № 1

традиций, начатый так победоносно взволнованным талантом Германа Бангаг влияние которого переживают и по сей день многочисленные группы датских писателей и особенно писательниц, Дания с середины прошлого века необы­ чайно богата пишущими женщинами, пожалуй, не в одной стране нет столько творчески занятых дам. В современной литературе они занимают весьма зна­ чительное место, отдавая свое творчество преимущественно освещению люб­ ви и семейного быта. Обостренная эротика звучит в произведениях Эдит Родес новеллы: «Сладкое яблоко с горечью», Тит Иенсен («Афродита из Фур»), даже Карин Михаэлис («Маленькая лгунья» и др.), жены едва ли не самого зна­ менитого на родине писателя Софуса Михаэлиса. Его романы шире и глубже обычного типа романов современной Дании. В последнем из них «Небесный корабль» он поднимается по стилистической полноте до заслуженной славы .стареющего уже Иоганнеса Иенсена. Много толков вызвала книга Ног. Бухгольца «Под золотым деревом» и нервные произведения молодежи, претворяющей многообразие жизни в корот­ кие, насыщенные повествования. Горожанина современности рисует Свед- струпп в «Эрике Гудманс», быт и семейную пошлость довольства изобра­ жает Пауль Левине («Богатые люди»), третьесортные актеры и судьбы малень­ кой случайной труппки привлекли внимание Роберта Ганзена. Число таких средних отражений современной датской жизни можно было* бы значительно увеличить. Поставим еще на видное место Якоба Паулудана с его большим романом «Птицы» вокруг маяка». Это* героическое повествование о западно­ побережных датчанах, потомках древних викингов, почвенных, сильных лю­ дях, выступающих в романе крупными силуэтами, как громадные птицы, по­ падающие в свет маяка. Весь роман написан особой импрессионистской мане­ рой: отдельные отрывочные эпизоды, из которых складывается большое и значительное целое. Норвежская литература, коронованная крупнейшим талантом Кнута Гамсуна, потеряла только что (13 окт. прошлого года) одного* из значитель­ ных своих художников слова Ганса Э. Кинка, роман которого «Искушения Нильса Бросме» завершает длинный ряд его произведений во всех жанрах: романы, новеллы, драмы, этюды... В деле познания национального духа нор­ вежцев этот аналитик и психолог сыграл большую роль, начиная от раннего своего романа «Деревенский пастор» (1905) и до конца дней своих неустанно занимавшийся раскрытием тайных сторон человеческой психики. Противоре­ чия, гнездящиеся в человеке, привлекают вообще внимание северных худож­ ников. Ведь Гамсун, Ибсен, Стринберг, Ионас Ли и мн. др. этим и наполняли свое творчество*. Ганс Кинк делает то же во всех своих произведениях. Представителями современного норвежского романа являются сыновья и племянники старшего литературного поколения: сыновья Ионаса Ли— Моне и Эрик, его племянник— Бернт; сын Кьелланда—-Иенс-Цетлитц Кьелланд, же­ на Гарборга— Гульда. Эти семейные традиции в литературе не сумел пока пе­ рерасти норвежский молодняк, творчество которого не вносит обновляющей струи в установившееся и отстоявшееся русло норвежского поэтического творчества. Характерно, что Регина Норман, уже весьма пожилая женщина, только теперь опубликовала свой роман «Краббовая бухта», относящийся к поре ее ранней юности. Очевидно, из потребности освежения литературы. Насколько это удалось— сказать трудно, если принять во* внимание, что ро­ ман не выходит за пределы обычной -в Норвегии традиции психологизма. Также мало оживления наблюдается и в шведской литературе, где клас­ сическую, традицию сельско-пасторского и .крестьянского романа продолжает'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2