Сибирские огни, 1927, № 1

Но и она не рассказана авторот полностью. «Триумф яйца», «Бедный белый» и др. вещи Андерсона свидетельствуют о широте его интересов и уменья вла­ деть формой романа и новеллы. Характерно, что в современной американской литературе часто ветре чается тема «трех поколений», как свидетельство вырождения современного американца, потомка конквистадоров-пионеров, некогда пришедших на но­ вую землю и завоевавших ее своей энергией и трудоспособностью. Если деды были завоевателями и героическими борцами, то внуки, полу­ чившие накопленные двумя поколениями богатства и изнеженные в роскошных особняках 5-го Авеню Нью-Йорка, только инертные, слабые вырожденцы, спо- собые суетиться, спекулировать и захлебываться в роскоши, лишенные ини­ циативы, силы и красоты своих предков. Гершегеймер это показывает в рома­ не «Три поколения», Бертран Синклер в «Опрокинутой пирамиде». Другие не делают разбега на «три поколения», довольствуясь одними эпигонами-вну ками. i алантливый Дос-Пассос рассматривает этих внуков в обстановке го- пода, который он заставляет жить своеобразной многомиллионной жизнью улиц, площадей, мостов. Уольдо Франк рисует также беспочвенного, нервного человека большого Вавилона, копошащегося в груде каменных громад, о сте ны которых разбилась цельность его психики, на тридцатых этажах которых закружилась голова вырожденца. Флойд Делль, Каммингер, Эвелин Скотт, Доротти Ричардсон составляют вместе с У. Франком группу современных «городских» поэтов Америки. Их особенностью является пристрастие к малой форме, которую они весьма свое­ образно компануют, часто делая композиционный и стилистический винигрет. Американский авантюрный роман имеет бесчисленное множество' пред­ ставителей и отличается необычайной тягой к «кинематографичное™», в по 'Оне за которой используются наиболее красочные и яркие возможности. И частности, испанские владения Северной и особенно Южной Америки при­ влекают внимание авторов романов приключений, маня неизведанностью и необычностью отношений в этих колоритных и малоизвестных странах /Стриблинг, Боуэр и др.). Не менее привлекательны и север, Канада и Кали­ форния (Джемс О., Кэрвуд и мн. друг.). Это Джек Лондон широко распахнул ворота приключенческого романа. А разве мир уж так тесен и мал для пред­ приимчивых авторов, умеющих забросить героя в самую невероятную сеть приключений на любом острове Великого и Тихого океанов? Расцвет современной американской литературы, питаемый противоре чиями социального строя, знаменуется еще и неожиданным взрывом подлин ного юмора в книгах молодого Уудсворта. В лице этого блестящего сатирика Марк Твэн нашел достойного преемника. Его едкие сатирические романы «Випс» («Чушь» и л и ' «Вздор») и «Лотерея» необычайно1метко и ядовито осмеивают уродливости и чванное благополучие социального строя американ­ ского сегодня. Переходя от американской литературы, минуя молодую, неокрепшую литературу романского юга, к северным литературам Европы, мы такой пе­ реход мотивируем признаком лингвистическим: от знакомства с германскими "итературами к романским. Современная датская литература не богата крупными, выдающимися та лантами, но она обильна тружениками, с неутомимостью и добросовестно­ стью наблюдающими жизнь родной страны и рассказывающими о своих на­ блюдениях в романах, новеллах и драмах. Реализм изображения и психо- югизм установки датской прозы знаменуют период изживания классических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2