Сибирские огни, 1927, № 1

однако, значительное число крупных имен, среди которых Фриц Унру, Эмиль Юлленберг (G llenberg), Ганс Райтель и др. занимают уже видное место в ли­ тературе. На большой дороге современной немецкой прозы культивируются в тра­ диционных формах с не слишком глубоким захватом обычные темы социаль­ ного романа. Биржа, театр, кино, церковь, семья, любовь, флирт, маленькие интересы и большие претензии продолжают быть областями наблюдений и описаний большинства современных романистов, среди которых мы можем встретить имена и старых испытанных литературных бойцов и молодежи, толь­ ко добивающейся признания. Ф. Кебнер, П. Беккер, Г. и Т. Манн, Б. Келлер­ ман, старик Кретцер, Г. Гауптман, Я. Вассерман окружены целым сонмом учеников и подражателей, с большим или меньшим успехом изображающих картины послевоенной и послереволюционной жизни от верхов до низов, от церкви, парламента и биржи до публичного дома и улицы. Везде перебои, хи­ щения, личные выгоды, радение «родному человечку», провалы, дезорганиза­ ция, отвратительная алчность и несправедливость. Старики, как Г. Манн, М. Кретцер, Г. Гауптман, Кл. Фибих, склонимте больше к углублению в психологию и познание действующих сил человека, заставляющих его совершать те или иные поступки; писатели среднего поко­ ления— Келлерман, Даудисгель, Ганс Гайк, Гамерштейн, Хегелер и др.— стре­ мятся к мотивированному бытописанию и обрисовке общественно-психологи­ ческого типа современности, а молодежь— небольшая группа пролетарских пи­ сателей: Франц Юнг, И. Бехер, Эрик Мюзам, Берта Ласк, Альфонс Пакэ и Э. Толлер,— реалистическими тонами «бытия» определяют «сознание» совре­ менников. Наконец, несколько талантливых новеллистов— Кибер, Райзер, Ми- нона, Рингельнатц, Эйрингер и др.,— остро схватывают современность во всех ее уродливых и болезненных проявлениях и творят из нее гротеск, едкую са­ тиру большой социальной значимости, воплощая ее в особую, освеженную их талантом, форму новеллы. Не останавливаясь на «стариках», завершающих свои литературные пути, мы попытаемся бегло очертить значение остальных групп. Бесспорно, Б. Келлерман является самым выдающимся писателем современной Германии, и все его романы имеют большое общественное значение. «Братья Шеллен- берг»,— последний по времени написания роман касается современности в ее тяжких экономических и политических условиях. Это большое полотно, пре­ красно скомпанованное, дает яркую картину жизни страны, брошенной в бездну нищеты и социальных противоречий, но мощной по заложенной в ней динамике жизни. Но Келлерман все-таки не все стороны охватывает. Его до­ полняет целый ряд произведений других авторов, среди которых показателен роман Г. Гайка «Современник», рисующий общественно-психологический тип неуравновешанного, эмоциального эгоиста и среднего человека современно­ сти— порождение большого города. Немудрено, что и война и революция имели роковой исход с такими современниками». Значительное большинство немецких писателей подходит к тем же темам современности, освещая психологию вернувшихся с полей сра­ жений искалеченных и потрясенных людей, находящих, вместо очага, мер­ зость запустения в деревнях, а в городах попадающих в кипящий котел взба- ломученных страстей и обостренной классовой борьбы. Нет мира, нет ж и зн ь нет дома. Молодежь видит выход в борьбе и решительной схватке. В этих бодрых призывах к борьбе, к победоносному шествию социальной революции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2