Сибирские огни, 1927, № 1
Нам приходится, таким образом, начинать с элементов распада, наблю даемых в современной литературе Запада, и от них итти к самым общим об зорам отдельных национальных литератур. Страны Европы, втянутые в водоворот империалистической войны, не с одинаковой степенью яркости и Выразительности отразили ее тематику на страницах художественных произведений. Только книги А. Барбюса, Р. Дор желеса, Лефевра, Фр. Унру дали читателям почувствовать весь трепет и ужас невиданной бойни, с ее страданиями, стонами и криками, грохотом орудий и отравой газовых атак. Все остальные попытки нарисовать войну или не до стигали силы указанных выше писателей, или брали ее в связи с целым рядом других социальных явлений, помещавшихся в центре внимания читателя, за- ставляя его чувствовать войну только отраженно. Такова книга Даудистеля Жертва», роман Фпно «Похмелье», Уэльса «Мистер Бритлинг и война» и многие другие. Зато послевоенный период нашел свое литературное отражение полно и всесторонне в зависимости от политических и социальных судеб «победи телей» и «побежденных» в результате общеевропейской катастрофы. Разбитая и исчерпанная экономически Гертания, бросившаяся в порыве последнего напряжения в ураганные вспышки революции, раздавленной и пре данной, вступила в период тяжкого рабского существования, проходя все ста дии горькой участи побежденной страны: оккупацию областей, обнищание вследствие выплат по «репарациям» и истощения народного организма вой ной, разгул буржуазии на тлеющих головешках затоптанного костра револю ции, национальное унижение и т. д. и т. д. Естественно, что в художественной .литературе немцев' все эти стороны сказались с большей или меньшей силой оттенков, в зависимости от классовых группировок и идеологии их выра зителей. В этот период национальной растерянности и политического кризиса наибольшую выразительность для настроений германского общества получи ла книга Освальда Шпенглера «Закат Европы», сумевшая в формах потрясаю щей убедительности в глазах панически настроенной1интеллигенции поста вить общую проблему о кризисе всей культуры! Ренессанса, о гибели Европы, как центра мировой культуры. Эта книга сыграла решительную роль в воззре ниях большинства современных немецких писателей, не могущих и до сего дня освободиться от ее мрачного обаяния. Мудрено ли, что с 1918-1923 г. г. вся немецкая литература стояла под знаком идей Шпенглера, а значительная ее часть была охвачена мистико-оккультными настроениями глубокого пессимиз ма. В литературный обиход вошли темы!, связанные с пророчествами, иска ниями потустороннего мира, заговорили' О1«жизни души» в одном или несколь ких воплощениях, о «хождениях души», об интуиции, предчувствиях и про зрениях. Искали утешения в мистико-религиозных системах, в оккультных знаниях, в смирении перед неизбежностью «предначертанных» судеб. Дух фа- I ализма и покорности проник на страницы художественной литературы, сло мал канон повествовательных форм и мутной волной Прокатился через рома ны и новеллы Густава Мейринка, Мундуса, Теодора Этцеля, Ганса Бранден бурга, Анни Харрар и др., утративших теперь в значительной мере свою по пулярность. К этой группе близко примыкают «патриотические» писатели, плачу щие и вздыхающие над современным состоянием их родины. Их взгляды ли шены отчетливости, они едва ли сами знают, что, кроме «реванша», их еще примирило бы с действительностью. Эта патриотическая группа насчитывает,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2