Сибирские огни, 1927, № 1
Художественная проза современ ного Запада. Р Нуллэ. В эпохи кризисов и резких социальных столкновений тематика борьбы .и обнаженных протестов берет в литературе верх над описательно-статисти- ■ескими мотивами: на очередь .становятся темы, максимально отвечающие спросу и настроениям читателей. Но так как читательская масса не однород на, ее мировоззрения, чаяния, интересы1и требования всегда являются отзву ком ее классовой идеологии, то и в литературе.художественной мы неизбежно находим элементы тех же идеологических выражений, но организованными словесна1, воплощенными в образы и оформленными в. соответствующие факты. Послевоенная Европа, исчерпавшая силы в напряжениях войны и эко номического кризиса, изживает себя ■в противоречиях .капиталистического строя, мечась от либеральных реформ к фашизму, от обреченного парламен таризма к поискам «сильного диктатора»... Буржуазное общество не чув ствует прочной почвы под ногами и, утомившись слишком неутешительными реальностями в борьбе за самоутверждение, охотно отдается всякого рода ми- стико-теософским соблазнам, в какой бы форме они не предстали,- чтобы уйти или «в века загадочно былые», или просто в спокойную увлекательную выдумку, эту ложь-утешительницу, мягкой рукой закрывающую усталые глаза. В художественной литературе, всегда выполняющей некий «социальный за каз», настроения буржуазной Европы сегодняшнего политического дня нахо дят всю гамму выражения, и это сгре 1 мление «дать сердцу высказать себя» до конца, до последнего изгиба трепещущего жизнью момента, кладет отпечаток общности, роднящий литературу всех европейских стран между собой. С другой стороны, мелкая буржуазия, рабочие и крестьяне Европы, наи более пострадавшие от войны и продолжающие нести на себе бремя экономи ческих неурядиц, полньп глухого неоформленного протеста. Там, где, как в Германии, Венгрии, Австрии, революция тенью прошла по городам и полям, протесты принимали форму более четких требований, обнаруживали резче грань классового сознания, что неизменно отражалось и в ряде художественных произведений, контрастирующих своей тематикой общим настроениям, отраженным, в большинстве литературных тем. Этот общеевропейский кризис общества, целой системы и миросозерца ния, есть кризис спросов и требований читателей, пред’являемых к художе ственной литературе и, таким образом, является и кризисом литературы в ее тематических, формальных словесных воплощениях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2