Сибирские огни, 1927, № 1
держащие власти обращают на них внимание и относятся покровительствен но к их верованиям. Дальше,— преосвященный находит, что лиц, подписавших жалобы, сле довало бы привлечь к ответственности за подстрекательство, считая все жа лобы интригой ламаитов. Лихой исправник Позняков, так рьяно содействовавший распростране нию православия, был духовным ведомством представлен к ордену Анны третьей степени. Получил ли он эту заслуженную награду или нет,— из со хранившихся материалов нельзя выяснить. В деле «по жалобам инородцев на насилие их к принятию православ ной! веры», откуда почерпнуты все вышеприведенные материалы, интерес представляют еще основания, на которых миссионеры привлекали бурят к крещению. Чаще всего этим основанием являлось наличие хоть одного пра вославного члена семьи. Таким образом, стоило только кого-нибудь одного насильно крестить и остальные тоже обязаны были креститься. Таким обра зом, были окрещены жена и дочь старосты Олзоева. Иногда миссионеры пу тали и крестили по два раза одних и тех же, так, у Ёартыка Хундаиова были внесены в списки подлежащих крещению жена Мария и дочь Арина, нося шие явно христианские имена. Жена Лариона Сергеева—Манон привлечена была к крещению потому, что ее отец лет 60 назад, в малолетстве, был, по слухам, „крещен. Извер Худаев подлежит крещению потому, что был женат на крещеной. Напечатанное выше вряд ли нужно комментировать. Для большей же убедительности, что перед нами не частный случай переусердствования ис правника и миссионера, мы прибегаем к одной цитате: «На миссионерском с ’езде в августа 1909 г. было предложено некоторыми миссионерами вести пропаганду культурную, учить, советовать в хозяйстве и ле чить. Но глава миссии о б ’явил, что дело миссионеров— исключительно проповедь, что приемы, связанные с обрусением края, привели к весьма печальным результатам миссионерской деятельности (они были количественно не так «благоплодны». К.). Должна раздаться христианская проповедь»*). Стоило ли культурной пропагандой обращать в православие единицы, когда при помощи исправника и двух казаков можно было разом окрестить целый улус! Так вербовали царские служащие «на ниве господней» новых хри стиан. Обращение этих пастырей со своими, уже остриженными, овцами было не лучше. Вот, например, проповедь одного миссионера по поводу праздника но вого (1909) года: «Вот и вы собрались поздравлять с новым годом. И пойдет стаканчик за i стаканчиком... Не с новым годом следует вам друг друга поздравлять, а с новым пьянством. Ведь вы напьетесь, как свиньи напьетесь, сами-то вы хуже свиней»^*). ' А вот еще одна проповедь— на Ильин день того же 1909 года: «Сегодня Ильин день. А вы знаете, кто был Илья пророк? Он был разбойник. А за что он попал в святые? А за то, что убил 8ГО человек нечестивцев, идолопо клонников, вот таких, как ваш , там Шкретуй сидит**). На этом мы кончим. 1ак боролось с «темнотой и невежеством» ламайского и шаманского бурятского населения царское правительство. *) А. И. Т ерм ен ,-«Среди бурят Ирк. губернии и Заб. области». СПТ 1912 Стр. 34. ** ) Там же, стр. 35.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2