Сибирские огни, 1927, № 1

держащие власти обращают на них внимание и относятся покровительствен­ но к их верованиям. Дальше,— преосвященный находит, что лиц, подписавших жалобы, сле­ довало бы привлечь к ответственности за подстрекательство, считая все жа­ лобы интригой ламаитов. Лихой исправник Позняков, так рьяно содействовавший распростране­ нию православия, был духовным ведомством представлен к ордену Анны третьей степени. Получил ли он эту заслуженную награду или нет,— из со­ хранившихся материалов нельзя выяснить. В деле «по жалобам инородцев на насилие их к принятию православ­ ной! веры», откуда почерпнуты все вышеприведенные материалы, интерес представляют еще основания, на которых миссионеры привлекали бурят к крещению. Чаще всего этим основанием являлось наличие хоть одного пра­ вославного члена семьи. Таким образом, стоило только кого-нибудь одного насильно крестить и остальные тоже обязаны были креститься. Таким обра­ зом, были окрещены жена и дочь старосты Олзоева. Иногда миссионеры пу­ тали и крестили по два раза одних и тех же, так, у Ёартыка Хундаиова были внесены в списки подлежащих крещению жена Мария и дочь Арина, нося шие явно христианские имена. Жена Лариона Сергеева—Манон привлечена была к крещению потому, что ее отец лет 60 назад, в малолетстве, был, по слухам, „крещен. Извер Худаев подлежит крещению потому, что был женат на крещеной. Напечатанное выше вряд ли нужно комментировать. Для большей же убедительности, что перед нами не частный случай переусердствования ис­ правника и миссионера, мы прибегаем к одной цитате: «На миссионерском с ’езде в августа 1909 г. было предложено некоторыми миссионерами вести пропаганду культурную, учить, советовать в хозяйстве и ле­ чить. Но глава миссии о б ’явил, что дело миссионеров— исключительно проповедь, что приемы, связанные с обрусением края, привели к весьма печальным результатам миссионерской деятельности (они были количественно не так «благоплодны». К.). Должна раздаться христианская проповедь»*). Стоило ли культурной пропагандой обращать в православие единицы, когда при помощи исправника и двух казаков можно было разом окрестить целый улус! Так вербовали царские служащие «на ниве господней» новых хри­ стиан. Обращение этих пастырей со своими, уже остриженными, овцами было не лучше. Вот, например, проповедь одного миссионера по поводу праздника но­ вого (1909) года: «Вот и вы собрались поздравлять с новым годом. И пойдет стаканчик за i стаканчиком... Не с новым годом следует вам друг друга поздравлять, а с новым пьянством. Ведь вы напьетесь, как свиньи напьетесь, сами-то вы хуже свиней»^*). ' А вот еще одна проповедь— на Ильин день того же 1909 года: «Сегодня Ильин день. А вы знаете, кто был Илья пророк? Он был разбойник. А за что он попал в святые? А за то, что убил 8ГО человек нечестивцев, идолопо­ клонников, вот таких, как ваш , там Шкретуй сидит**). На этом мы кончим. 1ак боролось с «темнотой и невежеством» ламайского и шаманского бурятского населения царское правительство. *) А. И. Т ерм ен ,-«Среди бурят Ирк. губернии и Заб. области». СПТ 1912 Стр. 34. ** ) Там же, стр. 35.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2