Сибирские огни, 1927, № 1
после ее отказа приехавшие собираются увезти для крещения ее дочь, встала с постели и добровольно согласилась сесть в заранее приготовленную для нее телегу и ехать в управу, где она была окрещена «в крайне возбужденном со стоянии, до помрачении рассудка». Самый характерный случай произошел с «инородцем Ашировым». В этот день крестили троих: Урбаданова, Аширова и Малеева. Послед ний, по материалам следствия, небольшого роста, горбат и слабосилен. Одно из действующих лиц акта крещения, голова Етагоров, на след ствии рассказывает об этом: «Не утаю, дело происходило так: Малеев сначала хорохорился, но потом смирился и принял святое крещение (с калекой-то не трудно было справиться) и был отпущен. С Захаром же Ашировым справиться было труднее: он бился, громко ругался, ни за что не желая креститься. Тогда, по приказанию исправника, два ка зака сняли с него кушак и сапоги, так как кушак и сапоги всегда снимаются при обряде святого крещения, затем, скрутивши ему локти назад, подвели его к купели', миссионер, отец Константин, налил, по обыкновению, воды на голову Аширова и надел ему на шею крест; тогда он сорвал его с себя и начал ругаться матерными, богохульными словами, о чем и составлен акт. Исправник Казаков приказал каза- 1 кам связать Аширова по рукам и по ногам, положить его тут же в управе, а сам , пошел пить чай к миссионеру»... Напившись чаю, ретивый исправник распорядился отправить Аширова в Балаганск для суда за богохульство. Буряты решили осудить Аширова сво им судом, не отправляя в Балаганск. Исправник согласился. Аширову дали 40 ударов розгами, после чего он «выражал раскаяние» и «просил дополни тельного крещения, так как его не успели помазать миром», что и было ис полнено в церкви миссионером, который тогда же крестил и жену Аширова, совершенно добровольно принявшую святое крещение. Так красноречиво повествует о процедуре святого крещения староста Етагоров, учитель, рьяно содействующий миссионерам в их работе. По поводу этого случая даже материалы следствия замечают: «Таким образом, и голова Етагоров, видимо, причастный к некоторым на сильственным мерам и отвергающий всякое принуждение к крещению Урбаданова, подтверждает, что над Ашировым обряд крещения был исполнен с одинаковым поруганием его святости как язычником Ашировым, так и участвовавшими в совер шении обряда православными». По поводу крещения бурят вообще казак Пономарев показывает, что «он ехал впереди (отряда, сопровождающего исправника. К.) и вместе с ря довыми старостами собирал по* улусам бурят, отправляя их в управу (Бажей), при чем не желавших ехать сажали на телеги и увозили насильно... Исправ ник посылал его для привода силой двух убежавших из своего дома буряток... Бурятки— женщина и девушка— были найдены в лесу; женщина пошла сама, а девушку пришлось связать и насильно- посадить в телегу... Bo- время самого крещения в церкви и -в Бажее, и Куйте, исправник Позняков, свидетель (ка зак Пономарев. И.) и некоторые родовые старосты стояли у дверей и не шед ших к купели толкали или давали им «подзатыльники». Так характерно рисуют положение материалы расследования, произве денного Стенбоком. К сожалению, по настоянию епископа, расследование было приостановлено, и сам преосвященный «признал все обвинения против миссионера Затопляева (отец Константин, упоминаемый уже выше. Н.) под лежащими прекращению, тем более, что всякое расследование по сему делу послужило бы поводом к укреплению в инородцах самонадеянной уверенно сти, что, несмотря на нелепость их жалоб на миссионеров (были ли жалобы основательны, надо было спросить Аширова, крещенного розгами. Н.)пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2