Сибирские огни, 1927, № 1

«Я был молод,- говорил старик чукча миссионеру Аргентову,—русские ласка­ ли меня, и я крестился, теперь я гляжу на былое иными глазами. Что принесло нам крещение? Люди беднеют, стада их уменьшаются, олени переводятся, да и сами люди переводятся, стариков вовсе не стало, многие умерли не по-людски. Нет, я хочу умереть по-нашему, по-человечески». «Минувший отчетный год деятельности ея (Иркутской духовной миссии. К . ) был благоплоден для святого дела проповеди евангельской и принес не мало бла­ годатного утешения трудящимся на ниве Божией в пределах Иркутской губернии». Так писала в своем отчете иркутская духовная миссия. В чем практически выразилось «утешение трудящихся на ниве бо­ жией»,— лучше всего свидетельствуют пожелтевшие от пыли архивные листки. «Его Превосходительству Господину Иркутскому Генерал- Губернатору. Инородца Иркутской губернии Бала- ганского округа Ныгдынской Инород­ ной Управы 4-го Хонхадоровского рода Трофима Дадуева. ПРОШЕНИЕ. Неизвестно мне с какого повода голова нашей Нагдынской Инородной Упра­ вы Етагоров записал меня в список желающих принять православие, чего я ни­ когда не желал, не помышлял и ныне не желаю, тем более, я не только не имею никакого понятия в православной вере и влечения к ней, но даже и не знаю русско­ го языка, следовательно, и не могу быть истинным христианином, если бы даже и был окрещен, к чему вопреки 73 и 78 ст. уст. о предупр. и ирес. преет, принуждал меня голова Етагоров различными угрозами, нисколько не стесняясь о б ’явил мне, что если я не приму православия, то он будет морить меня в тюрьме и сечь плеть­ ми пока я не из’явлю согласия, видя несколько десятков примеров в принуждении моих единоверцев к принятию православия головой Етагоровым посредством побой и наказанием розгами и других истязаний, а также и то, что кто выходит и перенес его пытки все таки того крестили связанного силой вопреки 31 ст. уст. Дух. Кон- сист., в чем способствовали Егагорову священник отец Константин и исправник Позняков, я из опасения быть подвергнутым такому же мучению и истязанию и впоследствии все-таки крещением против моего желания, скрылся из улуса, бр о ­ сив на произвол судьбы престарелую мать, братьев и сестер своих, которые все мо­ ложе меня и’ находятся на моем попечении, некоторое время укрывался в чужом ведомстве, но зная, что рано или поздно я буду схвачен и не миную усердной со мной, за отказ принять православие, головы Етагорова расправы, к чему он, видя свою безнаказанность и поощрение помянутых священника и исправника, сильно пристрастился, я нашелся вынужденным искать защиту у Вашего Высокопревосхо­ дительства. Вследствие вышеизложенного имею честь покорнейше просить Ваше Превос ходительство приказать не принуждать меня к принятию православия, к которому я не имею ни желания, ни влечения, тем более, что из нашей семьи никого нет пра­ вославного, а все Буддийского вероисповедания и с виновными в принуждении по ­ ступить по закону. Октября 19 дня 1891 года. К сему прошению по безграмотству личной просьбой инородца Трофима Да­ дуева руку приложи.» Дмитрий Николаев». Так наивно жалуется генерал-губернатору один из «удостоившихся святого крещения». «Со дня рождения своего как мы, так равно и единоверцы наши не были сте ­ сняемы в исповедании своей Буддийской (Ламайской) веры, ныне же с некоторого времени»... дальше следует повторение жалоб Дадуева с некоторыми изменениями в подробностях. Сущность вопля одна и та же: «не хотим принимать православие— нас насилуют»*). *) Дело по жалобе инородцев на насилие их к принятию православной веры. Ирк. архив. Ген.-Губ. № 567/32. Оттуда же и все дальнейшие выдержки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2