Сибирские огни, 1927, № 1
Верхотурские пашенные крестьяне заявляли, что архимандрит Николь ского монастыря Варлаам с братией отнял у них пахотные земли с посеян ным хлебом, а также выгоны и рыбные ловли «и поселили на их земли своих крестьян». Указы царей в 1645, 48 и 62 г. г. категорически запрещают Софийско му 1обольскому архиерейскому дому, а также и монастырям, получать какие бы ю ни было земельные утодия без царского указа. В наказах часто упоми- наегся, чтобы «инородцев отнюдь через крещение в крепостные не превра щать. Митрополиту Тобольскому Павлу приказано «неволею никаких ино родцев крестить не велеть». А Тобольскому воеводе Прозорову еще в 1665 го лу «наблюдать ^за непринуждением перехода инородцев в православие», для того, « чю Сибирь— государство дальнее и состоит меж бусурманских вер многих земель, чтобы тобольских татар и бухарцев и иных приезжих инород цев не ожесточать»*). Тем не менее," насильное крещение практиковалось уже очень рано. Окольничий Головин, в 1689 году принимавший откочевавшие от Монголии/ бурятские роды, должен был давать им гарантии веротерпимости. Однако, в большинстве насильное крещение было делом рук одного только" духовенства, закрепощавшего новокрещенцев. Указы, наоборот, бо ролись с ним. Москве выгоднее было иметь свободных ясачных какого угодно вероисповедания, чем монастырских крепостных христиан. Через сотню лет картина резко изменилась. К 18 столетию Сибирь была уже настолько освоена, что можно было перестать церемониться с туземцами. Началась обычная политика руссификации. С этого1времени правительство не только перестает бороться с насильственным крещением, но, наоборот, оно содействует всячески переходу туземцев в православие. Указ начала XV II! сто летия уже гласит: «Уклоняющихся в магометанство казнить и сжигать без всякого милосердия». J s Покоренная раньше, Западная Сибирь и раньше испытала на себе пере мену политики царской России. Уже в 1710 году в грамоте на имя. Федора Ле- щинского говорится: «ведемо нам учинилось, что новокрещенные тобольские, березовские и сургутские остяки... ныне непрестанно1бывают в юртах, в кото рых идолы остяцкие»... грамота приказывает «командировать кого-либо" из свя щенников, человека доброго, вниз по реке Оби уничтожить шайтанов по остяцким юртам, огнем палить и рубить, капища их разорить... принимаю щих крещение одарить и прощать недоимки... А если кто, остяки, учинят про тивность сему нашему великого государя указу, и тем будет казнь смерт ная»*). С язычниками и иноверцами боролись. В православие заманивали всяче скими подачками и подкупами. Митрополит Тобольский Павел принявшего православие туземца освобождал от наказания за совершенное им преступле ние, от кабалы и т. п. В 1872 году у бурят-язычников, живущих по Якутско му тракту, отбирали лучшую землю, передавая ее переселяемым туда бурятам- христианам. Все эти привилегии носили, конечно, временный характер, и новокпе- щенцы, перестав ощущать реальные преимущества господствующей религии, возвращались к своим старым верованиям, поклоняясь кумирам пока кто-ни будь из представителей власти не приводил их опять на «лоно православной церкви». *) Андрневич. «История Сибири». Ч. II. Стр. 351
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2