Сибирские огни, 1927, № 1
Государева же рука отличалась особенной тяжеловесностью и жадно стью. 1уземны платили ежегодный ясак, обнаруживающий постоянную тен денцию к повышению (так, например, по 17 ясачным волостям Томской гу бернии ко времени Петра I-го ясак увеличился на 78 соболей), так называе мый «десятинный сбор»—десятого зверя с добычи и «поминок»— обязатель ный ежегодный подарок царю и наследнику престола. Первые завоеватели Сибири пользовались в ней неограниченными тор говыми привилегиями, правительство ограничивалось собиранием ясака. Одна ко, по мере всестороннего овладения Сибирью в указах начинают звучать нотки, характеризующие тенденцию правительства ограничить купеческие барыши в пользу царской казны. Уже в указах 1631 года читаем: всех черных и чернобурых лисиц по купать в казну... В 1693 году воеводам предписывается задерживать всех тор говых лк дей, проезжающих через Тару, переписывать их и пропускать в ясачные волости только после сбора ясака; никому не разрешается вывозить из Сибири «мягкой рухляди», а вывозимая конфискуется. Екатерина П-я пи шет: «...На известные, так называемые, сугланы, или инородческие ярмарки, чтобы торгующее купечество приезжало однажды в год, в такое время, когда туда будут приезжать комиссары за получением ясака для обоюдного удобства, а в прочее время в их улусы и кочевья ни с какими товарами отнюдь не в’езжагь, в чем на крепко запретить, а по с ’езде князцов, комиссаров и купцов на ярмарку, торговли не начинать до тех пор, пока весь ясак не будет внесен». Такая политика в конечном счете основной своею тяжестью падала на туземцев: купцы умели наверстывать свои барыши. Но и это было не все. Купцы, правительство и служилые вначале огра ничивались только вымоганием добычи туземцев, впоследствии начались при теснения в погоне за землей. «Тюменские ясачные татары, владеющие исстари урочищами но реке Т об о лу, в которых ловят зверей для уплаты ясака и пашут землю, жаловались, что на их земле поселился крестьянин Степан Решетников и их, татар, силой сгоняли с их земель, рубили двери и окна в домах и увозили сено, и у ясачного человека жены в то время не стало безвестно...». Захваты эти впоследствии еще участились, т. к. невозможность про кормить русское население Сибири, служилый народ и войско местным хле бом и трудность его доставки из-за Урала толкнули правительство на поощ рение крестьянского переселения в Сибирь и организацию «государевых па шен». Безудержная эксплоатация быстро повела к экономическому обнища нию туземных племен. Занесенные русскими пришельцами тяжелые эпидемии оспы, распространение сифилиса, при недоедании и постоянных голодовках, сделали свое дело. Под влиянием «русской цивилизации» туземные племена Сибири стали быстро вырождаться и вымирать. Оклад же ясака не уменьшал ся, а, наоборот, обнаруживал постояную тенденцию к повышению. В Туру- ханском крае от голода и эпидемий вымерло около трех четвертей населе ния. Положенный ясак распределен был на оставшихся в живых. Таким об разом, на каждого живого туземца пришлось по одному его собственному окладу и по три покойницких. «Соболиный счет»*) ясака давал возможность служилым людям не принимать его чем-нибудь другим, кроме соболей. Этих *) Ясак считали на соболей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2