Сибирские огни, 1926, № 5 — 6

Мясо, кровь положил в основу творения Ульгень, песок, золото положил в основу творения Эрлик. И потому не брал шаман Куано ни денет, ни бус и никаких подарков от людей города, приезжающих в Алтай. Большие запасы льда в горах Алтая, текут реки быстротечные, а лед не умирает, народы Алтая бессмертны в потомстве своем. Было время, жили здесь когда-то иш-тижы, потом приходили задумчивые монголы1, хитрые ки­ тайцы и даже люди далекой Индии. Шаман Куано— сын человека Индии. И вот, настало время, живет те­ перь племя телеуты. Кто будет жить потом— не важно знать. Попрежнему будет Алтай благоухать медовыми запахами, попрежнему будут расцветать синие, красные, желтые цветы, попрежнему хлопотливые пчелы будут соби­ рать мед. И попрежнему ветер Нюни-Ху-Хао будет расчесывать волосы земли— зеленые травы. И все так же будет светить солнце. . — Жить, жить, жить надо!.. Песню жизни пел шаман Куано. И старый профессор Сапожников спро­ сил: — А бубен, в который ты бьешь, колокольцы и бусы— не творения ли это злого духа Эрлика? А юрта, в которой ты живешь, не творение ли Эрли- ка? Почему ты не гол, как звери, почему ты не на вершинах гор, как кор­ шун, почему у тебя нет берлоги, как у медведя в лесу? Покачал головой бронзовый шаман Куано и сказал: «Твоя правда, все— и бубен, и бубенцы, и ленты— все творение Эрлика— духа зла,' врага Ульгеня, но ты не знаешь мудрости жизни». — Разве Куано не спускается в убежище Эрлика и не разговаривает с духами зла? Куано был в больших городах— творениях Эрлика. В тех горо­ дах, откуда выплюнут ты в Алтай. Там видел огнепожирающих деревья же­ лезных коней, но не видел, чтоб железные кони размножались так, как люди и звери. Творение Эрлика нужно создавать трудом... Шло время, река Катунь была неизменной. Каждую весну цвели травы, в свое время размножался скот. И было неожиданным, когда на небе появи­ лась большая птица. Все живущие, задрав кверху головы, смотрели, как птица становилась все больше и больше; быстроногие мальчишки были посланы; к шаману Куано, а Куано спокойно сидел у юрты и строгал палочку сосны. Пришли аксакалы и сказали: посмотри, Куано, в небо, там летит неведомая птица. — Прилетит, так увидим,— спокойно сказал Куано. И вот птица опустилась на землю своими круглыми ногами, покатилась по земле, остановилась, из птицы выскочили три человека и направились к юрте Куано. Куано строгал палочку, не повернул даже головы в сторону пти­ цы, прищурил на солнце глаза, которые стали узкими, как зерна овса, и спо­ койно сказал: — Куда полетели, слуги Эрликовы? — Мы— летчики адмирала Колчака, летим усмирять деревню Чупаево, бунт там староверы подняли, не хотят власть адмирала Колчака признавать, бросим мы там несколько бомб, и— кончено с мятежниками, время у нас до­ рогое, прикажи-ка барашка заколоть. Спокойно строгал палочку Куано и сказал: «Хорошо, мы угощаем всех гостей».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2