Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
тевой связи того края, который обслужи вается флотом пароходства». Тем бо лее, что внешность книжки вполне при личная и говорят за себя имена авто ров: проф. Новомбергский, проф. Тяп- кин, проф. Болдырев, старый сибирский журналист Вегман, ведомственный работ ник Госпароходства— инспектор Горлов. Но.... тут-то и начинается «но». При ветствуя заявление издателей («оговор ку», как жеманно выражается издатель ство), что, «помимо деловых спешных поездок, начинает развиваться движение на пароходах с лечебными и научно-об разовательными целями, и от клиентов этого порядка поступают запросы, по сильным ответом на которые стремится быть настоящее издание», — начинаем знакомиться с содержанием статей путе водителя. Прежде всего — выбор статьи. Мы встречаем здесь: «Географическое всту пление», «Природа Сибири», «Русская ко лонизация Сибири», «Революция и граж данская война в Сибири», «Культурно экономические и административные цент ры вновь районированного Сибирского края», «Настоящее и будущее сибирского хозяйства», «Характеристика сибирских рек», «Очерк сибирских путей сообще ния», «Эволюция сибирского пароход ства». Нам кажется случайным самый выбор статей-очерков. Если есть «Русская ко лонизация Сибири» и «Революция и гражданская война в Сибири», то почему нет общего исторического очерка Сиби ри или очерка истории сибирской об щественности, нет очерка культурных учреждений Сибири, развития ее куль турной сети (ВУЗ’ов, печати, школ)? Если вообще статья Н. Н. «Настоящее и буду щее сибирского хозяйства»(а почему и не «прошлое»?) уместна и целесообразна в сборнике, то не подчеркивает ли она со бою необходимость специальной статьи о сибирской торговле, о такой отрасли сельского хозяйства Сибири, как масло делие? Почему нет статьи о Северном Морском Пути? Особенно возбуждает недоумение последнее, в виду тесной свя зи этого пути с речными путями Сибири и с работой Сибгоспароходства в Ени сейском и Обском бассейнах. Далее переходим к содержанию самих статей. Общая черта всех статей— сугу бая сухость. Это— казенные деловые очер ки* для лиц, специально работающих в затронутых ими отраслях; они слишком ■сжаты и не дадут ничего нового для всех прочих— они слишком абстрактны, не всегда доступны для понимания. Если взять, к примеру, статью Болдырева «О культурных и экономических центрах Сибирского края» и статью Горлова— «Об эволюции сибирского пароходства», то никто, конечно, не будет оспаривать их нужность и целесообразность в издан ном путеводителе. Но первая предста вляет собою сухой перечень-справочник, после прочтения которого в голове чита теля не остается никакой картины, не вы рисовывается «лик» того или иного горо да. Вторая же представляет собою про странное изложение узко-специального ведомственного материала: здесь и срав нение каждого парохода с соответ ствующим пароходом Волжской системы, и история постройки пароходов, их пе рестройки и т. п. Наконец, самое яркое в сборнике, бро сающееся в глаза с первых страниц,— это язык статей. Для кого написаны они? Вот, для примера, 2-3 цитаты. «В жизни каждого народа можно подметить такое явление, которое по преобладающей ро ли в данном историческом процессе с мето дологической точки зрения дозволительно назвать исторической доминантой»... «Для того, чтобы правильно судить о причинах, цели, методах и формах первоначального соприкосновения Руси с Сибирью, а так же о характере последующих отношений «находников» к «незнаемым» и «розным» аборигенам, следует в самых общих чер тах вспомнить о тех этапах, по которым шли «занятие и разработка» территории Русского Государства, начиная от вели кого отхода славян с Карпатско-Дне провского пространства, бывшего, по мнению ученых, их родиной и колы белью». За приведенными цитатами сле дует дальнейшее фигурное изложение исторических данных, уснащенное ка вычками и цитатами. Еще раз спрашиваем— для кого изда вало Западно-Сибирское Госпароход- ство подобный путеводитель? Для удо вольствия авторов видеть свои статьи на печатанными в дорогой обложке (гово рят, одна обложка обошлась издатель ству в 800 рублей, кстати сказать, удо влетворяя не всякий художественный вкус)? Думаем, что надежды издателей, что «снисходительный прием читателей и по требность в путеводителе, вызовут к сле дующей навигации его повторение»— не оправдаются. Н. Юрцовский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2