Сибирские огни, 1926, № 5 — 6

тевой связи того края, который обслужи­ вается флотом пароходства». Тем бо­ лее, что внешность книжки вполне при­ личная и говорят за себя имена авто­ ров: проф. Новомбергский, проф. Тяп- кин, проф. Болдырев, старый сибирский журналист Вегман, ведомственный работ­ ник Госпароходства— инспектор Горлов. Но.... тут-то и начинается «но». При­ ветствуя заявление издателей («оговор­ ку», как жеманно выражается издатель­ ство), что, «помимо деловых спешных поездок, начинает развиваться движение на пароходах с лечебными и научно-об­ разовательными целями, и от клиентов этого порядка поступают запросы, по­ сильным ответом на которые стремится быть настоящее издание», — начинаем знакомиться с содержанием статей путе­ водителя. Прежде всего — выбор статьи. Мы встречаем здесь: «Географическое всту­ пление», «Природа Сибири», «Русская ко­ лонизация Сибири», «Революция и граж­ данская война в Сибири», «Культурно­ экономические и административные цент­ ры вновь районированного Сибирского края», «Настоящее и будущее сибирского хозяйства», «Характеристика сибирских рек», «Очерк сибирских путей сообще­ ния», «Эволюция сибирского пароход­ ства». Нам кажется случайным самый выбор статей-очерков. Если есть «Русская ко­ лонизация Сибири» и «Революция и гражданская война в Сибири», то почему нет общего исторического очерка Сиби­ ри или очерка истории сибирской об­ щественности, нет очерка культурных учреждений Сибири, развития ее куль турной сети (ВУЗ’ов, печати, школ)? Если вообще статья Н. Н. «Настоящее и буду­ щее сибирского хозяйства»(а почему и не «прошлое»?) уместна и целесообразна в сборнике, то не подчеркивает ли она со­ бою необходимость специальной статьи о сибирской торговле, о такой отрасли сельского хозяйства Сибири, как масло­ делие? Почему нет статьи о Северном Морском Пути? Особенно возбуждает недоумение последнее, в виду тесной свя­ зи этого пути с речными путями Сибири и с работой Сибгоспароходства в Ени­ сейском и Обском бассейнах. Далее переходим к содержанию самих статей. Общая черта всех статей— сугу­ бая сухость. Это— казенные деловые очер­ ки* для лиц, специально работающих в затронутых ими отраслях; они слишком ■сжаты и не дадут ничего нового для всех прочих— они слишком абстрактны, не всегда доступны для понимания. Если взять, к примеру, статью Болдырева «О культурных и экономических центрах Сибирского края» и статью Горлова— «Об эволюции сибирского пароходства», то никто, конечно, не будет оспаривать их нужность и целесообразность в издан­ ном путеводителе. Но первая предста­ вляет собою сухой перечень-справочник, после прочтения которого в голове чита­ теля не остается никакой картины, не вы­ рисовывается «лик» того или иного горо­ да. Вторая же представляет собою про­ странное изложение узко-специального ведомственного материала: здесь и срав­ нение каждого парохода с соответ­ ствующим пароходом Волжской системы, и история постройки пароходов, их пе­ рестройки и т. п. Наконец, самое яркое в сборнике, бро­ сающееся в глаза с первых страниц,— это язык статей. Для кого написаны они? Вот, для примера, 2-3 цитаты. «В жизни каждого народа можно подметить такое явление, которое по преобладающей ро­ ли в данном историческом процессе с мето­ дологической точки зрения дозволительно назвать исторической доминантой»... «Для того, чтобы правильно судить о причинах, цели, методах и формах первоначального соприкосновения Руси с Сибирью, а так­ же о характере последующих отношений «находников» к «незнаемым» и «розным» аборигенам, следует в самых общих чер­ тах вспомнить о тех этапах, по которым шли «занятие и разработка» территории Русского Государства, начиная от вели­ кого отхода славян с Карпатско-Дне­ провского пространства, бывшего, по мнению ученых, их родиной и колы­ белью». За приведенными цитатами сле­ дует дальнейшее фигурное изложение исторических данных, уснащенное ка­ вычками и цитатами. Еще раз спрашиваем— для кого изда­ вало Западно-Сибирское Госпароход- ство подобный путеводитель? Для удо­ вольствия авторов видеть свои статьи на­ печатанными в дорогой обложке (гово­ рят, одна обложка обошлась издатель­ ству в 800 рублей, кстати сказать, удо­ влетворяя не всякий художественный вкус)? Думаем, что надежды издателей, что «снисходительный прием читателей и по­ требность в путеводителе, вызовут к сле­ дующей навигации его повторение»— не оправдаются. Н. Юрцовский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2