Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
Данная работа приготовлена была ав тором к печати десять лет назад, «но не могла быть издана Географическим Об ществом, вследствие особо неблагоприят ных условий пережитого нами времени». В последние ^оды автору вновь неодно кратно приходилось побывать среди баш кир и пополнить свои исследования на блюдениями над теми изменениями в бы ту башкир, которые произошли в годы революции. Автор пришел к выводу, что общая картина быта башкир, начерченная им в свое время, осталась но существу тою же, и пришлось ограничиться самыми незна чительными дополнениями и поправка ми. Содержание данного труда таково. В первой главе автор приводит краткий об зор литературы как русской, так и ино странной. Автор говорит, что первые, правда, весьма скудные, сведения об об разе жизни башкир мы находим у му сульманских писателей X века. В ХШ сто летии кое-какие сведения о местопребы вании башкир и их образе жизни дают западно-европейские путешественники Плано-Карпини, Вильгельм Рубрик. В русских источниках, кроме летописи Не стора, в исторических документах о баш кирах упоминается в «Книге Большому Чертежу»; в XVII стол, и особенно во второй половине мы имеем уже обстоя тельные описания быта башкир (Рычков, Ленехин, Паллас, Фальк). В XIX столе тии накопляется уже значительная лите ратура о башкирах. Однако, «несмотря на обилие опубли кованного по этнографии башкир мате риала, на существующие попытки к его обобщению как по отдельным вопросам, так и в общих монографических описа ниях,— у нас все же нет обстоятельной сводки всего, что известно о быте этой народности». Этот пробел и восполнил автор, тем более ему представлялась пол ная возможность ознакомления с кол лекциями по быту башкир, хранящимися в музеях СССР, не говоря уже о много летних личных исследованиях автора и собранных им коллекциях для Русского музея в Ленинграде— крупнейшего музея народов России и сопредельных стран. Во второй, третьей и четвертой главе автором дается подробное описание охо ты, рыбной ловли, скотоводства, птице водства, пчеловодства и земледелия баш кир. Автор говорит, что «если в настоящее время охота и рыболовство являются для башкир скорее развлечением, чем сред ством пропитания, то раньше они имели, без сомнения, существенное зна чение в жизни этой народности. Впрочем, и в те времена экономиче ское значение охоты и рыболовства не для всех башкир было одинаково. Для башкир лесной зоны и в горах южного Урала звероловство было первейшим средством существования, тогда как в степях главная роль принадлежала ско товодству. Постепенно, но систематиче ски, с колонизацией закамских земель, с увеличением населения и истреблением леса исчезали наиболее ценные промысло вые звери, а с ними угасало и зверо ловство, заменяясь другими способами добывания пищи и иными формами хо зяйства. Упоминая о скотоводстве башкир, ав тор говорит, что башкиры оставались скотоводами но преимуществу вплоть до половины прошлого столетия. Обширные пространства земли с роскошными луга ми и тучными пастбищами позволяли им содержать многочисленное стадо скота. Еще до последнего времени многие баш киры считали свои стада и табуны сотня ми голов. Особенно много башкиры разводили и разводят лошадей, так как они служат средством передвижения, мясо и молоко их является главным питательным про дуктом, шкуры’ идут на изготовление одежды и посуды, конским волосом шьют, он же идет на изготовление веревок. Ро гатого скота башкиры держат значитель но меньше, чем лошадей. Птицеводство у башкир не бывает значительно, они разводят только гусей и кур. Как давно башкиры начали заниматься птицевод ством,— сказать трудно, несомненно толь ко, что в конце позапрошлого столетия они уже держали и гусей, и уток. Говоря о пчеловодстве башкир, автор предпола гает, что с этим видом занятия башкиры могли ознакомиться еще у своих древ них соседей финского происхождения исконных пчеловодов. Можно думать, что уже ко времени покорения их русскими башкиры в широких размерах занимались пчеловодством, так как в дарственных за писях, выдаваемых им русскими царями, упоминаются «бортные угожья». В на стоящее время пчеловодством занимают ся башкиры повсеместно, за исключением степей крайнего востока Башкирии и весьма немногих горных местностей. По способу содержания пчел, башкир ское пчеловодство автор делит на бор тевое, пасечное и огородное. ‘ Земледелием большинство башкир ста ло заниматься сравнительно недавно, а на Урале и до сих пор есть волости, ко торые совсем не занимаются земледе лием. «Решительным моментом в разви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2