Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
Стр. 133. Сообщается, что усинцы под несли икону Кравченко. Вздор. Икона была передана командиру Тальского полка А. Марченко. Кравченко в это вре мя был в тылу. Икона эта позднее была передана в хоз. отдел 5 армии членами армсовета повстанцев Петровым и Ско- ромкиным. Стр. 165. Описывая разногласия с’езда о передвижении армии, автор сообщает, что «в результате долгих споров с’езд, не решив этого вопроса, раз’ехался, а на второй день Кравченко уговорил Ще-«, тинкина итти на Минусинск». Неверно.“ Вопрос о передвижении был решен на с’езде. Большинством 2-х голосов было решено Итти по маршруту Щетинкина, но когда меньшинство заявило о неподчи нении большинству, Щетинкин после по лучасового перерыва согласился итти на Минусинск. После этого с’езд раз’ехался. Стр. 167. Пишется: «Грамота о разре шении нам пройти через Монголию при шла еще до Белоцарского боя». Неверно. Никакой грамоты армия из Монголии не получала. Оставляя незатронутыми массу неточ ностей и мелких искажений, не особенно интересных для читателя, нам хочется остановиться на освещении автором об щественных мероприятий повстанческой армии, в частности, проведении учитель ского с’езда. Здесь сразу же мы встречаемся с грубым противоречием, как следствием рассеян ности автора. Стр. 175. Сообщается: «Наряду с кре стьянским с’ездом и вскоре после него был созван учительский с’езд». И тут же добавляется, что этот с’езд созывается по инициативе агитационного отдела, а на стр. 176 читаем: «Собрался этот с’езд не по инициативе армейского совета, а самого учительства». Девичья память автора и здесь остается верной себе. Стр. 175-176. Пишется: «Для того, чтобы узнать политические взгляды учитель ства, заранее были составлены две ре золюции; одну с признанием учредитель ного собрания (писал Низовцев), а дру гую— с признанием соввласти (писал я). Никаких резолюций заранее не соста вляли ни Низовцев, ни Рагозин. На с’ёзде*. после доклада Петрова, самими учите лями были предложены три резолюции: первая с заявлением поддержки сов власти— предлагал ее наш же пленный учитель Ф. Кравченко, вторая— с при знанием учредительного собрания— была предложена учительницей, кажется, Щер баковой, и третья — аполитичная резо люция— была предложена каким-то учи телем городской школы. Первая резолю ция с признанием советской власти со брала из 70— 20 голосов, вторая— 11 и третья— все остальные. Утверждения ав тора (стр. 178) не вгрны. По докладу о текущем моменте, прав* да, говорилось много, но вопрос был ре шен в тот же день. Все остальные дни с’езд занимался разрешением вопросов чисто учебного порядка. Трусости (Осо бенной со стороны учительства не было: анекдоты автора компрометируют его же самого. ^Рассматривая (стр. 193) идеологиче ские течения в повстанческой армии, ав тор указывает, что их было три: Ба джей-Кравченко, Перово— Петров, Боль шой Улуй— Щетинкин. Эти три группы, вернее, их руководящие верхушки, име ли различные идеологические уклоны. На Перовской группе, по мнению автора, тяготел и кое-когда проявлялся налет левой эсеровщины. И в то же время (стр. 191): «в день Октября 1919 г. Петров ру ководитель крестьянского уклона) про изнес на площади речь о задачах про летарской революции, подчеркнув со глашательский период до Октября, и к чему соглашатели вели народ» (курсив автора). Трудно, конечно, читателю разобрать этот винегрет. Трудно потому, что ав тор растерял все нити, «надумал». Но на думал плохо. Прежде всего, автор за бывает, что в Перовской группе еще в подполье почти главную скрипку игра ли большевики. Таковы: три брата Сала- матовы, учителя: Убиенных, Васильчен ко, Т. Перова и ссыльный Ар. Иванов. Это первое. Во-вторых,— между Перов- \ ской группой и Кравченко никогда идео логических разногласий не было, и про тив резолюции, проведенной 6-м армей ским с’ездом, Кравченко не возражал; она была согласована с ним накануне \л с'ёзда. Имела ли эта резолюция уклон в «сторсугу~~бУр Ж 1с3аш£ (слева автора)- во прос очень сводный. Но автор умышлен но не затрагивает основные моменты ре золюции и особенно последний пункт, , который буквально гласит: ' Настоящая программа с’ездом прингГ* мается, как паллиативная, впредь до со единения Минусинского фронта с цент ральными советскими войсками. В ко нечном же счете с’езд целиком прини мает платформу советской власти. Этот пункт с достаточной ясностью говорит о том, что крестьянский уклон навязы вала с’езду не группа перовцев, во гла ве с Петровым-Низовцевым, а обстанов ка, и что он мыслился не целью, а сред ством, как мера переходная. Это понима-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2