Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
Е. Ф. Никитина,— «Русская литература от символизма до наших дней». Литера турно-социологический семинарий. С пре дислов. Н. К. Пиксанова. Кооперат. Изд- ство «Никитинские ¿убботники». М. 1826 г. Стр. 544. Ц. 4 р. 50 к. Тираж 4.100. Книга является тематическим и био- библйографическим сборником по лите ратуре, критике и методологии литерату ры с начала девяностых годов минувше го столетия до настоящего времени и состоит из трех основных частей. Первая часть («Темы») включает 258 тем, разбитых по содержанию на сле дующие разделы: 1) «Вопросы методоло гии и критики», 2) «Вопросы поэтики», 3) «Поэты» и 4) «Беллетристы». Первый из этих разделов состоит из тем, посвя щенных вопросам литературоведения и рассмотрению отдельных критиков-социо- логов: Плеханова, Келтуялы, Сакули- на, Переверзева, Луначарского, Воров ского, Полянского (Лебедева) и Троцко го. Все темы относятся исключительно к социологическому методу; формальному отводится лишь одна тема. Нет отдель ных тем о Воронском, Аксельроде, «на- постовцах». Это несомненный пробел. Второй раздел касается вопросов кон струкции художественного материала у отдельных писателей, начиная от А. Бе лого и кончая... Лениным. В третий раздел входят темы, связан ные с литературными школами и школ ками (символизм, акмеизм, футуризм и пр. и пр.) и творчеством отдельных поэтов внутри этих литературных «стойл»*)— всего 120 тем. Все литера турные направления исчерпаны полно стью— до «поденок» (как фуисты, люми- нисты, ничевоки) включительно. И четвертый, последний, раздел со держит темы по творчеству беллетри стов— от М. Горького и Вересаева до Н. Степного. Все беллетристы сведены по * ) Т е р м и н В е р е с а е в а . КРИТИКА и БИЛБИОГРАФИЯ. I. своей литературной физиономии и но ми роощущению в семь групп. По нашему мнению, II и III группы могут быть впол не об’единены, ибо творчество Замятина и А. Толстого родственно не только Пильняку и Эренбургу, но и Бунину с Зайцевым. Темы носят актуальный характер и охва тывают в основном всесторонне твор чество того или иного писателя. Кроме краткого плана, темы снабжены основ ными положениями и библиографией, дающей довольно подробные указания по литературе затрагиваемых вопросов. Правда, претендовать на звание исчер пывающего библиографического спра вочника книга не может, на что во всту пительной статье указывает и сам автор. Достаточно указать хотя бы на пропуск в библиографии к теуам по поэтике Сей- фуллиной статьи Жеребцова («Сиб. Огни», № 3, 1924 г.) и Лавровой («Горн», кн. 9, 1823 г.), о Есенине— статьи В. Прав- духина («Сиб. Огни», № 1-2, 1826 г.); в те мах методологического характера отсут ствует указание на стенографический от чет дискуссии в ЦК ВКП по вопросу о художественной литературе, тогда как речи некоторых цекистов (в особенности Троцкого и Бухарина) могут считаться основным пособием в вопросе марксист ской методологии. Вторая часть книги— био-библиогра- фический словарь, дающий краткие све дения по биографии и библиографии от дельных писателей. Сюда входят только те писатели, творческая физиономия ко торых определенно вырисовалась. Не внесен в словарь целый ряд поэтов из молодняка, как И. Уткин, Скуратов, Мар тынов, Бражнев, хотя они занимают не последнее место в ряду современных поэтов. Синхронистические таблицы, прило женные в конце книги, дают хронологи ческие сведения по истории литературы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2