Сибирские огни, 1926, № 5 — 6

Е. Ф. Никитина,— «Русская литература от символизма до наших дней». Литера­ турно-социологический семинарий. С пре­ дислов. Н. К. Пиксанова. Кооперат. Изд- ство «Никитинские ¿убботники». М. 1826 г. Стр. 544. Ц. 4 р. 50 к. Тираж 4.100. Книга является тематическим и био- библйографическим сборником по лите­ ратуре, критике и методологии литерату­ ры с начала девяностых годов минувше­ го столетия до настоящего времени и состоит из трех основных частей. Первая часть («Темы») включает 258 тем, разбитых по содержанию на сле­ дующие разделы: 1) «Вопросы методоло­ гии и критики», 2) «Вопросы поэтики», 3) «Поэты» и 4) «Беллетристы». Первый из этих разделов состоит из тем, посвя­ щенных вопросам литературоведения и рассмотрению отдельных критиков-социо- логов: Плеханова, Келтуялы, Сакули- на, Переверзева, Луначарского, Воров­ ского, Полянского (Лебедева) и Троцко­ го. Все темы относятся исключительно к социологическому методу; формальному отводится лишь одна тема. Нет отдель­ ных тем о Воронском, Аксельроде, «на- постовцах». Это несомненный пробел. Второй раздел касается вопросов кон­ струкции художественного материала у отдельных писателей, начиная от А. Бе­ лого и кончая... Лениным. В третий раздел входят темы, связан­ ные с литературными школами и школ­ ками (символизм, акмеизм, футуризм и пр. и пр.) и творчеством отдельных поэтов внутри этих литературных «стойл»*)— всего 120 тем. Все литера­ турные направления исчерпаны полно­ стью— до «поденок» (как фуисты, люми- нисты, ничевоки) включительно. И четвертый, последний, раздел со­ держит темы по творчеству беллетри­ стов— от М. Горького и Вересаева до Н. Степного. Все беллетристы сведены по * ) Т е р м и н В е р е с а е в а . КРИТИКА и БИЛБИОГРАФИЯ. I. своей литературной физиономии и но ми­ роощущению в семь групп. По нашему мнению, II и III группы могут быть впол­ не об’единены, ибо творчество Замятина и А. Толстого родственно не только Пильняку и Эренбургу, но и Бунину с Зайцевым. Темы носят актуальный характер и охва­ тывают в основном всесторонне твор­ чество того или иного писателя. Кроме краткого плана, темы снабжены основ­ ными положениями и библиографией, дающей довольно подробные указания по литературе затрагиваемых вопросов. Правда, претендовать на звание исчер­ пывающего библиографического спра­ вочника книга не может, на что во всту­ пительной статье указывает и сам автор. Достаточно указать хотя бы на пропуск в библиографии к теуам по поэтике Сей- фуллиной статьи Жеребцова («Сиб. Огни», № 3, 1924 г.) и Лавровой («Горн», кн. 9, 1823 г.), о Есенине— статьи В. Прав- духина («Сиб. Огни», № 1-2, 1826 г.); в те­ мах методологического характера отсут­ ствует указание на стенографический от­ чет дискуссии в ЦК ВКП по вопросу о художественной литературе, тогда как речи некоторых цекистов (в особенности Троцкого и Бухарина) могут считаться основным пособием в вопросе марксист­ ской методологии. Вторая часть книги— био-библиогра- фический словарь, дающий краткие све­ дения по биографии и библиографии от­ дельных писателей. Сюда входят только те писатели, творческая физиономия ко­ торых определенно вырисовалась. Не внесен в словарь целый ряд поэтов из молодняка, как И. Уткин, Скуратов, Мар­ тынов, Бражнев, хотя они занимают не последнее место в ряду современных поэтов. Синхронистические таблицы, прило­ женные в конце книги, дают хронологи­ ческие сведения по истории литературы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2