Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
А вот тайга зимою. Шли в самое сердце тайги и меж за мшевелыми елями, теперь убранными белой филигранью мороза; шли по целому снегу, сверху такому гладкому, но таю щему под собой, проваливши бурелом и бугры и засыпанные низкие кустарники. Всего два-три штриха. И больше во всей повести «Путь, не отмечен ный на карте», где описан такой долгий, жуткий и трагический путь «обре ченных» через бесконечную тайгу, нет описания того, как выглядит тайга «сама по себе». Но, несмотря на краткость, пейзаж Гольдберга богат неожиданными и тонкими деталями; Еще мутно белеют кой-где по берегам источенные солнцем остатки льдин. Еще не выбросила из недр своих согретая земля первые ростки, н о уж е лоснятся иглы на соснах и по-новому желтеют стволы деревьев. И с новым шумом, отдох нувшим долгую зиму, безостановочно несется Лена к далекому океану. («Братья Верхотуровы»). ... Кралась осень. Легким золотом подернулись тальники и в травяной ковер вплелась еле заметная краснота. Уже оперились и окрепли птенцы утиные и летали над озерами, удивленные, радостные. Уже сыростью веяло по ночам, и темнело небо, и ушли белые ночи— царственные ночи севера. («В бездельное лето»). Эти царственные ночи севера описаны у Гольдберга подробно и вели чественно; Загорелись звезды. Только слабо. Потухали. Из-за лесу подымались огнен ные полосы, забирались они под самый небосклон, и там сводом нависали над ле сом, над замерзшей землей. Всеми цветами радуги вспыхивало небо: то зловещий пурпур бороздит глубокое небо, то нежные бирюзовые ленты плавно вздрагивают, точно передвигаясь и пропадая в розовых переливах. Загорелись Великие Огненные столбы, и все вокруг — Вековечные каменные хребты, болотистая тундра— все сделалось маленьким, незаметным («За что он их \ бивает»). Герои обрисованы также скупо, немногими чертами. Психологическое состояние их дается также двумя-тремя штрихами; Да!— сказал один;— Пропала Максимовщина! Сожгли, сволочи!.. Помолчали. Послушали. Вытащили кисеты, закурили самокрутки. Стоя, думали о чем-то. Все трое молодые, с винтовками за плечами, рваные, крепкие и продымленные. («Бабья печаль»). Один простой и четкий штрих сразу дает нам целую картину; С искаженным злобой и обидой лицом, Семен раскидал стяги и колоды, откинул дверь и вошел в чум. И там, сладко обожженный радостью, в полутьме он разглядел, что вся пуш нина цела и никуда не унесена («Закон тайги»). Довольно часто действующими лицами являются звери. В повести «Путь, не отмеченный на карте» волки сторожат людей, идут за ними не- * отступно. Волчий вой вещает людям гибель. В «Наследстве капитана Алешкина» лисица играет роль наследницы награбленных Алешкиным богатств. В «Тунгусских рассказах» любовно и подробно описываются собаки и олени— верные друзья охотника-тунгуса. В рассказе «За что он их убивает» («Тунгусские рассказы») «неспра ведливый» медведь убивает беременную жену тунгуса и с ’едает нерожденного еще ребенка. Овдовевший Баркауль дает страшную клятву мстить хозяину тайги— «амаке» (старику) до гроба, как будто бы медведь действительно яв ляется разумным существом, сознательно обидевшим тунгуса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2