Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
родную с лубочных картинок. Описаны они жизненно и правдиво, как про стые, грубоватые мужики, вынужденные взяться за оружие, чтобы защищать свой дом. Из партизанского движения Голдберг затронул только небольшой ку сок. Героев взял несколько необычных— женщину и мальчика. Но это-то как раз и ставит его в ряд и одновременно выделяет из ряда писателей, писавших о сибирской партизанщине. Старая «мирная» деревня встречается у Гольдберга еще реже. Только три рассказа: «Темное» (сборник «Северные Зори». Москва. 1916 г.), «Жен щина» и «Неудача» («Закон тайги») посвящены описанию быта сибирской дореволюционной деревни. Здесь Гольдберг также раскрывает бедность крестьянской жизни, над которой властвует слепая стихия. Но в описанных им простых людях много будничного, незаметного, но подлинного героизма. Парунька («Бабья печаль») не задумывается отдать себя на поругание чеху, чтобы спасти приютивших ее на ночь хозяев. Млад ший браг Верхотуров («Братья Верхотуровы») покорно соглашается принять на себя «грех» брата. Егоровна ("«Женщина». Сборник «Закон тайги») от правляется в далекий путь в распутицу через непрочный лед, чтоб привести к своему умирающему сыну фельдшера, и гибнет... Поэтому власть таежного закона над ними не ощущается, как гнет. На суровость закона они отвечают суровостью и вместе с тем такою мудрой простотой своих нравов, всех своих действий и поступков. В тайге, как говорит героиня «Неудачи» («Закон тайги»), «некогда за ниматься всякими вопросами, томящими душу». Жизнь в тайге сурова и же стока. Суровы и жестоки люди в тайге. V III. Тунгусы. Гольдберг дебютировал в литературе в 1910 году рассказами из быта тунгусов. Впоследствии большинство этих рассказов вошло в его первый сборник «Тунгусские рассказы» (Книгоиздательство писателей. Москва, 1914 г.) и часть в сборник «Закон тайги». От тунгусов воспринял Гольдберг ощущение власти суровых сил при роды над человеческой жизнью, слабости человека перед ними и простой мудрый закон тайги. Нельзя понять цикла «Путь, не отмеченный на карте», не зная «Тунгусских рассказов». «Тунгусские рассказы» разнообразны по темам. Гольдберг рассказы вает нам о столкновении русских с туземцами, гнусном обмане, при помощи которого русские купцы до революции держали в кабале туземцев, о всяче ских обидах и издевательствах над туземцами, доходящих до прямых пре ступлений («Закон тайги», «Николай-креститель», «Смерть Давыдихи»), Рассказывает потом, как простодушные, незлобивые туземцы отвечают на зло добром («Месть», «Правда»), проявляя иногда истинный героизм («На ходка Тыркула с Лисьего хребта»). Описаны здесь и радость охотничьей удачи («Тыркул»), и страшная власть голода и эпидемий («Большая смерть», «Последняя смерть»). Есть здесь жуткие рассказы о простых трагедиях («Злые духи», «Олень») и веселые анекдоты из тунгусского быта («Жало ванный халат»). Темой одного рассказа («Путь их любви») послужила даже древняя тунгусская легенда. Простой, безхитростный быт полудикарей-тунгусов обрисован просто, выпукло и вставлен в рамку своеобразного таежного пейзажа. Своеобразная их психология раскрыта интересно, в неожиданных формах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2