Сибирские огни, 1926, № 5 — 6

родную с лубочных картинок. Описаны они жизненно и правдиво, как про­ стые, грубоватые мужики, вынужденные взяться за оружие, чтобы защищать свой дом. Из партизанского движения Голдберг затронул только небольшой ку­ сок. Героев взял несколько необычных— женщину и мальчика. Но это-то как раз и ставит его в ряд и одновременно выделяет из ряда писателей, писавших о сибирской партизанщине. Старая «мирная» деревня встречается у Гольдберга еще реже. Только три рассказа: «Темное» (сборник «Северные Зори». Москва. 1916 г.), «Жен­ щина» и «Неудача» («Закон тайги») посвящены описанию быта сибирской дореволюционной деревни. Здесь Гольдберг также раскрывает бедность крестьянской жизни, над которой властвует слепая стихия. Но в описанных им простых людях много будничного, незаметного, но подлинного героизма. Парунька («Бабья печаль») не задумывается отдать себя на поругание чеху, чтобы спасти приютивших ее на ночь хозяев. Млад­ ший браг Верхотуров («Братья Верхотуровы») покорно соглашается принять на себя «грех» брата. Егоровна ("«Женщина». Сборник «Закон тайги») от­ правляется в далекий путь в распутицу через непрочный лед, чтоб привести к своему умирающему сыну фельдшера, и гибнет... Поэтому власть таежного закона над ними не ощущается, как гнет. На суровость закона они отвечают суровостью и вместе с тем такою мудрой простотой своих нравов, всех своих действий и поступков. В тайге, как говорит героиня «Неудачи» («Закон тайги»), «некогда за­ ниматься всякими вопросами, томящими душу». Жизнь в тайге сурова и же­ стока. Суровы и жестоки люди в тайге. V III. Тунгусы. Гольдберг дебютировал в литературе в 1910 году рассказами из быта тунгусов. Впоследствии большинство этих рассказов вошло в его первый сборник «Тунгусские рассказы» (Книгоиздательство писателей. Москва, 1914 г.) и часть в сборник «Закон тайги». От тунгусов воспринял Гольдберг ощущение власти суровых сил при­ роды над человеческой жизнью, слабости человека перед ними и простой мудрый закон тайги. Нельзя понять цикла «Путь, не отмеченный на карте», не зная «Тунгусских рассказов». «Тунгусские рассказы» разнообразны по темам. Гольдберг рассказы­ вает нам о столкновении русских с туземцами, гнусном обмане, при помощи которого русские купцы до революции держали в кабале туземцев, о всяче­ ских обидах и издевательствах над туземцами, доходящих до прямых пре­ ступлений («Закон тайги», «Николай-креститель», «Смерть Давыдихи»), Рассказывает потом, как простодушные, незлобивые туземцы отвечают на зло добром («Месть», «Правда»), проявляя иногда истинный героизм («На­ ходка Тыркула с Лисьего хребта»). Описаны здесь и радость охотничьей удачи («Тыркул»), и страшная власть голода и эпидемий («Большая смерть», «Последняя смерть»). Есть здесь жуткие рассказы о простых трагедиях («Злые духи», «Олень») и веселые анекдоты из тунгусского быта («Жало­ ванный халат»). Темой одного рассказа («Путь их любви») послужила даже древняя тунгусская легенда. Простой, безхитростный быт полудикарей-тунгусов обрисован просто, выпукло и вставлен в рамку своеобразного таежного пейзажа. Своеобразная их психология раскрыта интересно, в неожиданных формах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2