Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
Другие— охотники, бродяги и крестьяне, знают закон и строят свою жизнь в соответствии с его велениями. Они— деятельны, энергичны, но и их, как братьев Верхотуровых, постигает иногда несчастье. И тогда вступает в свои права закон жизни, неумолимый и жестокий, как пещерные законы ди ких наших предков. Охотники в «Наследстве капитана Алешкина» погибают потому, что они темны и невежественны. Они взяли у тифозного больного его вещи. По- этому-то рассказ не оканчивается смертью Алешкина, когда тема от обре ченности неприспособленных кажется уже исчерпанной. Рассказ «Наследство капитана Алешкина» представляет собой как бы мост от цикла рассказов об обреченных колчаковцах к группе произведе ний, раскрывающих внутреннюю жизнь тайги (деление это, конечно, не хро нологическое, т. к. цикл «Путь, не отмеченный на карте» написан Гольд бергом в 1923-25 г. г.). VI. Таежная деревня. Крестьяне в цикле «Путь, не отмеченный на карте» не играют почти никакой роли. В повести «Болезнь» поручик Канабеевский живет среди крестьян, но жизнь крестьянская нам почти не показана. Не показано и то, как крестьяне пришли к мысли арестовать поручика и выдать его красным. Крестьяне составляют как бы «фон» для личных переживаний поручика Ка- набеевского— одного из «обреченных». В других произведениях этого цикла крестьяне тоже появляются эпи зодически и только для того, чтобы еще ярче подчеркнуть обреченность об реченных. В повести «Путь, не отмеченный на карте» Степанов («носитель за кона») уюваривает своих спутников не заходить в попутное село: — Им (крестьянам),— говорит он,—наплевать и на красных и на б елы х ... в одинаковой степени. (Курсив мой. Б. Ж.). Но мы попали в таежные дебри. Н а нас хорош е платье, у нас в'Ликолепн<е оружие, мы везем с собой кой-кикие зам а н ч и вые для чалдона вещи... (Курсив мой. Б. Ж.). Спутники не послушались Степанова. И в результате один из них был убит вскоре по выходе из села неизвестными охотниками. Последняя глава рассказа называется «Мысли, которые не умирают». Дознались какие-то иннокеньтьевцы об узко-еланских новостях: у тамош них парней обновка завелась— полушубок новый у одного об’явился, шапку хоро шую добыл, другой— рубаху сатиновую. Откуда? Под мужичьим окриком затихает бабья трескотня. Но ее не утушишь сов сем. Вклинились мысли в бабьи головы. Не те ли, что тогда под шапками лохма тыми у мужиков шевелились? Тогда, когда провожали с угору этих мимоезжих. Будут эти мысли давить и беспокоить в долгие снежно-лунные ночи, когда обложат морозы крепко сбитые кондовые избы; будут они подымать с палатей и с голбчиков раньше петухов и гнать в серое предутрие на мороз, чтобы прислу шаться, приглядеться, не идут ли по заречью люди прохожие, бездельные? Не несут ли на себе лопать обрядную, винтовки обстрелянные?.. Нйчем не вытравишь этих мыслей. Потому, что в ясных, невозмутимых раз дольях тайги мысли родятся медленно и потом не умирают, не уходят легко и бес следно. Потому, что в обманном спокойствии тпйги появились ненужные, чужие неведомыми путями бредущие люди (Курсив мой. Б. Ж.). Не нужно думать, что крестьяне здесь выведены какими-то зверями, готовыми броситься и растерзать «чужих». Нет, пробуждение и нарастание жестокого инстинкта мотивировано по-своему разумно:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2