Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
Понятно, что «герои» Гольдберга не похожи на «героев» «Поединка» Куприна или «На куличках» Е. Замятина. Однако, классовый оттенок в них, конечно, есть. Все они—выходцы из гибнущих и обреченных классов, поте рявшие всякую моральную и психическую устойчивость, кандидаты в «быв шие люди». Тем интереснее распад их психики, готовящийся переход из со стояния вчерашних победителей в состояние зарубежных эмигрантов. Таков полковник Шеметов из «Наследства капитана Алешкина», у ко торого «что-то свихнулось в мозгах, и он долбит, надоедливо и нудно долбит, что это какое-то возмездие, кара»... Таков капитан Алешкин из того же рассказа, награбивший «рыжиков» в сладостной мечте наделать потом с ними «делов на Востоке» и погибающий от вши в тайге. Таков ад’ютант Жоржинька из «Гроба подполковника Недо- четова»— наглый, холодный, ловкий карьерист, подавший командиру отряда кощунственную мысль положить деньги в гроб вместо мертвеца. Чрезвычайно интересна психология этих «героев». Капитан Алешкин мечтает добраться со своими «рыжиками» до Харбина, чтобы «покупаться в шампанском, чтоб высшей марки... Кордон Руж... да девочек, вымытых, хо леных, душистых»... Поручик Канабеевский («Болезнь». «Сибирские Огни». Кн. 6. 1925 г.) сладострастно зарывается руками и лицом в пушистые меха, собранные им в виде «податей» с туземцев, тоже мечтая «реализовать» эти меха на Даль нем Востоке. Полковник Шеметов («Наследство капитана Алешкина») ни о чем не мечтает. Он жил, потому что жил, воевал, потому что воевал, порол, расстре ливал, не думая, а в промежутках с наивной сантиментальностью соловел и умилялся над «ржанушечками». Все они тянутся перед начальством, исполняют службу, но в конце-кон- цов думают лишь о себе, о собственной шкуре. Ради спасения шкуры, они готовы перегрызть горло не только красным, но любому из своих. Но ни один из них не чувствует, что борется за какую-то, пусть бе лую, но все-таки идею. Бесконечно далеки от них все громкие слова о «спа сении России» от большевиков, борьбе за «великую, неделимую» и прочая «идеология» белых вождей. III. Черты «великой провокации» у Гольдберга. Г-ерои Гольдберга— не массы, а одиночки. Ярче всего эта особенность творчества И. Гольдберга сказалась в повести «Болезнь». На протяжении мно гих страниц развернуты «переживания» отставшего от армии поручика. При этом из них вытравлено почти все, что является характерным для психики активного колчаковца. Поручик Канабеевский страшно боится заболеть и, не смотря на это, все-таки заболевает сифилисом. Можно ли видеть в этом символ «высшее возмездие»? Но символизм в своеобразном виде «великой провокации», несомненно, присутствует в творчестве Гольдберга. В манере Гольдберга— игра с читателем, с «героями», недоговорен ность, нарочитая недосказанность. Иногда он прямо обрывает конец, как в повести «Путь, не отмеченный на карте». Иногда пользуется необычным, острым положением, как в «Гробе подполковника Недочетова». Иногда взре зывает несколько сюжетных плоскостей одна в другую, как в «Наследстве капитана Алешкина».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2