Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
Все темы его цикла повестей «Путь, не отмеченный на карте»*) взяты из эпохи гражданской войны и именно из эпохи отступления и гибели разби той колчаковской армии. Характерно, что И. Гольдберг совершенно не рисует победительницу Колчака— Красную армию. Она как будто бы не принимает никакого участия в разгроме колчаковщины. Колчаковская армия разлагается сама собой. Отсюда и главная особенность творчества И. Гольдберга— психологизм его произведений. Сюжеты их большею частью очень остры, но мало динамич ны с внешней стороны, в них мало внешних событий. Зато тем тщательнее очерчена «психологическая физиономия» каждого «героя». В повести «Гроб подполковника Недочетова» («Сибирские Огни». Кн. 4. 1924 г.) сюжетным стержнем является гроб, в котором, вместо тела умер шего подполковника, спрятаны золото и деньги отступающего белого отряда. Центром же повести является фигура жены умершего подполковника Недо четова, которая через циничный обман, через надругательство над телом ее мужа приходит к пониманию всей подлости и мерзости белогвардейщины. Попутно зарисованы яркие фигуры офицеров и их любовниц-проститу- ток. В виде контраста, показано человеческое отношение партизан к жене врага— белого полковника. Благодаря такой трактовке темы, гроб с золотом разрастается в созна нии читателя почти до размеров символа алчной и циничной колчаковщины. В повести «Наследство капитана Алешкина» («Звезда». 1924 г. Кн. 6) рассказывается, как два колчаковских офицера умирают от тифа в заброшен ной охотничьей избушке в тайге. Капитан Алешкин развивает перед трясу щимся в животном страхе смерти полковником Шеметовым (яркий тип контр революционера «по привычке»— в силу унаследованной от дедов традиции), циничную и безобразную «философию». Оба грызут друг друга в бессильной злобе, но оба, как каторжники, скованы судьбой друг с другом. Одна из глав этого жуткого рассказа называется «Пауки в банке». «Пауки в банке»— так можно определить и всех «героев» Гольдберга и взаи моотношения их между собой. У Гольдберга, за исключением одного рассказа «Человек с ружьем» (1922 г.), примыкающего отчасти к циклу «Путь, не отмеченный на карте» но не входящего в него, совсем нет сцен кровавых порок, расстрелов и про чих ужасов. Колчаковцы у него живые, иногда даже симпатичные (молодой прапор из повести «Путь, не отмеченный на карте») люди, которым иногда не чуждо’ нечто человеческое. И все же колчаковщина встает перед нами со страниц произведений Гольдберга в полной своей отвратительной, кровавой наготе. II. «Пауки в банке». Классовые черты у «героев» Гольдберга не выпячены на первый план. Большинство «героев» цикла повестей «Путь, не отмеченный на карте»— это офицеры военного времени, т.-е. люди, вырванные из устойчивого социаль ного уклада и подвергшиеся специфическому влиянию военной среды. *) Названия этих повестей таковы: «Гроб подполковник! Недочетова» («Сиб. Огни» 1924 г., кн. 4), «Болезнь» («Сиб. Огни». 1925 г„ кн. 6), «Наследство капитана Алешкина» («Звезда». ’ 1924 г., кн. 6. Переиздана отдельн. книжкой изд. «Прибой». 1926 г.). «Путь, не отмеченный на карте» («Сиб. Огни». 1926 г., кн. 3). Мы начали очерк о творчестве И. Гольдберга с этого цикла потому, что он является, по. нашему мнению, наиболее значительным в общественном смысле и наи более близким современности из всех произведений И. Гольдберга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2