Сибирские огни, 1926, № 5 — 6

Мне удалось получить от одного орочена, сына умершей шаманки, зна­ менитой в крае, старинный колчан, набитый стрелами. Окрыленные перьями, с железными наконечниками, эти стрелы были удобны для того, чтобы по­ ражать дичь, не вспугивая жертвы. Но они бессильно тыкались в стены казачьих амбаров и: железных колчуг. Эти стрелы— древняя гордость тунгусской народности. О них сообщают манчжурские летописи: «Стрела, окрыленная орлиным пером, с наконечником, сделанным из острого и твердого камня, была первою драгоценностью дикаря, которую он освящал молитвами к духам и представлял в дань Китаю, как самое лучшее сокровище»*). Японец Тории, изучивший древности Манчжурии, пришел к заключе­ нию, что ее доисторические насельники, предки тунгусов, от эпохи ново-ка­ менного века сразу перешли к железу**). Тунгусы Сибири,— только разновременные колонии манчжурского племени, вышедшего, может быть, из долин Алтая или равнин Центральной Азии, постепенно распространившегося в местах нынешней Даурии... Справку о стрелах оперим замечанием, что в Римскую эпоху били лу­ ками нп пятьсот метров. Покорив тунгусов («ради своей бесстыдной корысти»), русские за 250 лет образовали в воронке Верхне-Ангарских гольцов два поселка. Еще в конце 80-х годов прошлого столетия здесь было «40 дворов в две улицы в виде буквы « т » * * * ) . Сейчас тут проживает 763 едока, 140 податных душ, тру­ доспособных по окладному листу 1924 г.— 152 м., 174 женщины, а улиц уже много, но распланированы они попрежнему в беспорядке, напоминая какой-то очень сложный иероглиф халдейской клинописи. Верхнеангарцы засевают 200 с небольшим десятин хлеба, столько же оставляют под паром. Пашни лесовые, стоимость расчистки 250 рубл. с деся­ тины; 600 голов рогатого скота и 150 рабоч. лошадей дополняют картину хо­ зяйства, но у этой картины есть существенные подробности. После того, как здешний старожил управится со своим покосом и паш­ ней, он переходит на положение бродячего охотника, спускаясь со ступень­ ки оседло-земледельческого быта на стадию первобытного звероловчества, на «стадию присваивающего хозяйства высокого типа». Вот теперь мы и раз­ берем особенности культуры метисов, как результат сожительства двух хо зяйств—земледельческого и охотничьего. Хозяйство и язык верхне-ангарских метисов. Русское население края образовалось из подневольных и доброхотных пришельцев. Подневольные— уголовная ссылка— составляют «подстилающий слой», самый древний. Это 4-5 фамилий, может быть, попавшие еще под дей­ ствие уложения царя Алексея, который установил ссылку на Лену и в Дауры за выход из посада, «денежного дела ворам», за участие в «татебных разбой- *) Горький В .— Начало и первые дела Манчжурского дома, Пекин, 1909 г. Стр. Ь **) Тоги R. et K-imiko Torii—Population Primitives de la Mongolie Orientale To­ kyo, 1914. Torii R. Population Prehistorigue de la Mandchourie. Méridionale, 1915. Его же: l.e Manchoux, 1914. * * * ) Г рию р о вп ки й H . Поездка на Верхнюю Ангару (Извест. Восточн.-Сиб. Отд. Р. Г. О , т. XXI, 1890 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2