Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
белая нить, «лага»—"последней надежной опорой моряка— в косматой мгле туманов, в призрачных об ’ятьях их, среди зелено-седых пучин, где верх и низ, без солнца, без звезд, сли вают свои серые грани, где компас и лаг— последняя надежная опора... И далеко позади, куда пролилась по небу лилово-серая тушь от паро ходной трубы— к далеким сине-серебряным горам— — Камчатка... Радостно гомонят рабочие. Что поработано, то уже в прошлом. Теперь домой, к близким, к дру зьям, к сознательной творческой жизни, которую налаживает наше строи тельство, к газетам и рабочим клубам, снова, окунуться в самую кипень се юдняшних насущных интересов, об ’единяющих весь рабочий люд нашего союза. А далеко позади, в синеватой дымке далей— и уже в прошлом, как в пережитом кошмарном сне, среди холодных, призрачных коричневых рав нин— камчадалы... Низкорослые, тщедушные, доверчивые жители угрюмой Камчатки... «Рецка наса больсая, тецение быстрое...». Странно и наивно они шепелявят... Обреченные на одиночество, бедные затерянные жители холодной, ту манной, тусклой Камчатки... Потому что— вековое невежество, заброшенность и неизбежные союз ники— злые враги камчадала—алкоголь и сифилис... Алкоголь— враг не так уж страшный. Надо пробудить сознание, и бу дет побеждено пьянство. Любят еще говорить— пьянство от беспросветной нужды. Для камчадала ¡то неверно. Один камчатский учитель на пароходе так это о б ’яснял: — Понимаете— вьюга там, снег... Собаки воют... И кругом заброшен, никого кругом... Ну, и запьешь... Бедняга, он действительно запивал— и не только в бурю и снег... Сейчас таможня и ГПУ до некоторой степени скрашивают впечатление заброшенности. Но их одних мало. На помощь, и это естественно, должен придти промысловый рабочий— сотрудник и сотоварищ камчадала в тяжелой летней работе. Но, пока что, а промысловый рабочий налаживает усиленную смычку яо части спиртуозной... И потому оздоровим быт рабочих, и тогда-то подлинная идейная смычка наладится сама собой. Уже и сейчас на Большерецких промыслах Окаро комсомольской ячей кой был проведен вечер культурного об ’единения с крестьянами. Рабочими была поставлена пьеса и дивертисмент. Выступавшие ораторы отмечали важ ность тесного духовного содружества камчатского крестьянина с пришлым промысловым рабочим. Для успешной же борьбы с вековым злом камчадала надо организовать постоянную связь, может быть, через местком рыбаков и прежде всего двинуть в бой книгу.- Представитель крестьянства на вечере смычки так и говорил: дайте Камчатке книгу...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2