Сибирские огни, 1926, № 5 — 6

Один бойкий, грамотный, охотно рассказывает. Речь идет о шаманах. Они называются здесь камами или, как произносят шорцы,— «хамы». — Ну, какой теперь хам стал?— повествует он.— Кто ему будет ве­ рить? Разве старики! Вот прежде, те правильные хамы были, но те умерли не при нас... В улусе Сыркаш и сейчас есть кам, но он молодой, только что получив­ ший бубен. Какой-то предок его был камом, теперь жребий судьбы пал на него. Многие из обреченных не желают подчиняться этому таинственному выбору. Бывает, что целыми годами противится человек, мучается от этого и болеет, а потом все же начинает камлать и становится здоровым. Настоя­ щий кам подчиняет себе волю человека, отделенного от него пространством. Был праздник в одном улусе и на празднике могучий кам. А в соседнем поселке жил человек, ему неприятный. И кам сделал так, что человек этот, ничего не знавший, притянутый его волшебным зовом, переплыл через реку, прибежал на праздник и сразу выпил кадушку квасу. И, натурально, умер. А кам, доказав могуществое свое, начал милостиво камлать, из челове­ ка выбежал выпитый квас, и он ожил. — Этта вот хам!..— одобряет один из слушателей. Рассказчик, не верящий в современных камов, увлекается темой. Когда душа кама, оторвавшаяся от пляшущего тела, уносится к нужным духам, на пути ее подчас стерегут самые реальные опасности. Однажды каму (душе его) надо было с Томи лететь к другому каму, на Мрассу; по дороге напал на него разгневанный чем-то шайтан и стрелял в него. Рассказчик видел, как пригнулся кам, защищаясь бубном. И когда камлание кончилось и кам рассказал о случившемся, все заметили в бубне круглую дырку, как бы пробитую ружейной пулей... Бубен достать очень грудно. Не имитацию, а настоящий. — Умрет тогда хам... Каждому каму предписано на роду иметь определенное количество бубнов. И, отдавая один, он сознательно укорачивает свой век. Каждый последующий бубен должен быть на четверть выше. Только весной, когда начинает зеленеть трава и распускаться почки, можно делать новый бубен. Это праздник для всего улуса, даже для всей округи. В работе принимает участие каждый, кто пожелает. А кам только ходит и указывает, что надо делать. Особенно он следит, чтобы точно были перерисованы изо­ бражения духов со старого бубна на новый. Для обновы собираются ленточки. Их опять же дают желающие. Но, если давшему суждено в этом году умереть, то кам это сразу узнает, такую ленточку оторвет от бубна и бросит... Так мы говорим. По палатке крапает дождь и черно за откинутой ее дверцей. Шумит гайга и Бельсу, и я думаю об индустриализации, которая должна цивилизо­ вать этот край...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2