Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
Кедровники отстоят отсюда верст на 15, как будто не тронуты червем и служат предметом промысла(сбор орехов) для шорцевского и русского на селения. В сущности, разницы в смысле хозяйственных форм для шорцев и русских в этих местах нет. Все моменты, характерные для быта кочевников, стерлись изменившимися условиями, и о временах кочевых помнят разве глубокие старики и теперь кивают в сторону вершин Мрассу— там, де, оста лись еще, которые в юртах живут и промышляют, покровительствуемые ша манами. • Конечно, и здешние шорцы пойдут к осени в лес. И с охотой, и за шишками, и хмелем. Но эт о—уже подсобный промысел. А летом многие из них работают на лесных заготовках, чтобы проголодать, не умирая, зиму. Хозяйство их падает стихийно, и создается впечатление, что нет тех об ’ективных условий, в которых оно могло бы возродиться. А уже перспек тивы Тельбеса с рудниками и заводом столкнут оставшиеся племена с та кой могучей волной и новых людей, и новых жизненных форм, что им оста нется либо окончательно обрусеть, либо окончательно вымереть. А к этому, последнему, дело идет. По Мрассу население шорцев в огром ной массе сифилизовано. Гражданская война, прокатившаяся в этом районе особенно грозно (Роговское движение), вероятно, сильно напугала забитых в царские времена туземцев и осложнила исследование их русскими. Мне передавали, что селения по Мрассу извещались задолго до прибы тия медицинского отряда, и приезжающие встречали пустые жилища, тогда как жители прятались по тайге. Тем ценней и необходимей спешить с иссле дованием этих племен, пока еще есть время, пока еще кое-где уцелели па мятники их культуры... Теперь—самый Тельбес. Он верстах в 30 на юго-восток от Кузедеева. Дорога идет через село. Когда-то дачное место для жителей Кузнецка, да и теперь на лето сюда на чали приезжать городские семьи. Для нас это мало понятно, ибо сам Кузнецк, в отношении, например, Новосибирска, та же дача. Село большое, с больницей и почтой, некоторая база для современных работ на руднике и в смысле ра бочей силы, и в смысле снабжения продовольствием. Бывают еженедельные базары. • Роговское движение проникло сюда, уже затухая. И здесь были, конеч но, жертвы, особенно из среды давнишних кузедеевских кулаков и торгашей, но таких изуверских форм и разгула стихии, какие были в Кузнецке, здесь не было. Против села приходится вброд переправляться через довольно широкую Кондому. Если вода мелка, то все сходит благополучно. Если она прибыла, го путник неизбежно подмачивает свою кладь, а то, так и вовсе не переедет. Примерно верстах в 6 выше Кузедеева раскинулся поселок Абрамовский. В бытовом отношении интересен он тем, что, следуя вдоль его улицы (один порядок на берегу реки), вы неожиданно наезжаете на поскотину, в самой середине перерезавшую деревню. Настоящую поскотину с воротами и запо рами! Оказывается, что ею делится шорцевское население, давно еще высе лившееся сюда из Кузедеевского аила от позднейших русских пришельцев. Правый берег Кондомы здесь сложен верхнедевонскими отложениями. Значительные толщи вишнево-красного песчаника, с остатками фауны, тем ные известняки, среди которых мне попадались кораллы (Рексагониум) спи- риферы, корненожки и гониатиты. У самой деревни конгломераты (серые),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2