Сибирские огни, 1926, № 5 — 6
Кстати сказать, вопрос об устойчивости фунта имеет первостепенное значение в выборе места для завода, так же, как близость к руде, коссу, флюсам, воде и лесу. Как сказано выше, выбор Тельбесбюро уже остановился на Горбунов- екой площадке, имеющей то преимущество, что она стоит на берегу судо ходной Томи, непосредственно около имеющейся уже железной дороги и в населенном пункте. Долго едем обратно зелеными полями колосящейся ржи. До самого гори зонта с холма и на холм нивами оделось нагорье. Вот цифры, заимствованные из статистических данных Сибкраистат- бюро, дающие представление о некоторых элементах сельского хозяйства, ■ масштабах недавнего Кузнецкого округа. В 1925 году на 62.771 хозяйство приходилось засеянной площади 145.747 десятин. Преимущественно засевалась яровая пшеница (35,1 проц.)', затем овес (27,2 проц.) и потом озимая рожь (25,0 проц.). По количеству засеваемых десятин, наибольший процент падал на хозяйства с засевом от 1,1 до 2,0 десятин (23,7 проц.). Засевающих от 10,1 до 16 десятин отмечает ся 0,5 проц., хозяйств же, засеявших свыше 16 десятин, не значится вовсе. По обеспеченности рабочим скотом на первом месте стоят хозяйства, имеющие две единицы (скота),— их 36,7 проц.; в отношении коров — одноко ровные (45,5 проц.). III. Тельбес и Темир. Основа всех надежд — сердце предприятия. Там, на юг, за пологими безлесными хребтами, в 96 верстах от Кузнецка. 3 августа вода на Томи упала—давно нет дождей, и рожь желтеет по лосами— самое время налива и ей мало влаги. Прямо о т города, от единственной его рощи-топольника переплавляет нашу тележку паром с колесами парохода и двумя втянувшимися в беско нечную ходьбу по кругу унылыми лошадьми. Неверная переправа: подымается томская вода, и паром складывает свое оружие— прекращает хождение. Людям переправиться можно на лодках, но с грузом и лошадьми — скандал— левый берег отрезан! Это один из самых скверных моментов в по ложении Кузнецка. На другой стороне, сразу от берега— пришедшая из угольного бассейна, от Кольчугина, цивилизация в виде железной дороги. Вагой без колес, врьгтый в землю— станция на карьере. Прямо с поезда через реку— и в Кузнецке. Едем растущим железнодорожным поселком, называется он фомко— Сад-город. В нем больница— крупное деревянное строение, по типу англий ских коттеджей. Кое-где побитые окна портят стиль. А на выходе из поселка стройка этого лета: землянки, мазанки, шала ши и балаганы цыганского вида с нераскинутым еще скарбом, с уже при выкшими собаками, с чумазыми, любопытными ребятишками. Неужели и здесь квартирный кризис? Оказывается, что да! — Прет народишко новый,— говорит мой ямщик,— как заслышит что, так и прет... А слухов, действительно, много. И жертвы их, искатели нового счастья, длинно разбросались по всей новостройке, и на каждой станции можно ветре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2