Сибирские огни, 1926, № 5 — 6

Кстати сказать, вопрос об устойчивости фунта имеет первостепенное значение в выборе места для завода, так же, как близость к руде, коссу, флюсам, воде и лесу. Как сказано выше, выбор Тельбесбюро уже остановился на Горбунов- екой площадке, имеющей то преимущество, что она стоит на берегу судо­ ходной Томи, непосредственно около имеющейся уже железной дороги и в населенном пункте. Долго едем обратно зелеными полями колосящейся ржи. До самого гори­ зонта с холма и на холм нивами оделось нагорье. Вот цифры, заимствованные из статистических данных Сибкраистат- бюро, дающие представление о некоторых элементах сельского хозяйства, ■ масштабах недавнего Кузнецкого округа. В 1925 году на 62.771 хозяйство приходилось засеянной площади 145.747 десятин. Преимущественно засевалась яровая пшеница (35,1 проц.)', затем овес (27,2 проц.) и потом озимая рожь (25,0 проц.). По количеству засеваемых десятин, наибольший процент падал на хозяйства с засевом от 1,1 до 2,0 десятин (23,7 проц.). Засевающих от 10,1 до 16 десятин отмечает­ ся 0,5 проц., хозяйств же, засеявших свыше 16 десятин, не значится вовсе. По обеспеченности рабочим скотом на первом месте стоят хозяйства, имеющие две единицы (скота),— их 36,7 проц.; в отношении коров — одноко ровные (45,5 проц.). III. Тельбес и Темир. Основа всех надежд — сердце предприятия. Там, на юг, за пологими безлесными хребтами, в 96 верстах от Кузнецка. 3 августа вода на Томи упала—давно нет дождей, и рожь желтеет по­ лосами— самое время налива и ей мало влаги. Прямо о т города, от единственной его рощи-топольника переплавляет нашу тележку паром с колесами парохода и двумя втянувшимися в беско­ нечную ходьбу по кругу унылыми лошадьми. Неверная переправа: подымается томская вода, и паром складывает свое оружие— прекращает хождение. Людям переправиться можно на лодках, но с грузом и лошадьми — скандал— левый берег отрезан! Это один из самых скверных моментов в по­ ложении Кузнецка. На другой стороне, сразу от берега— пришедшая из угольного бассейна, от Кольчугина, цивилизация в виде железной дороги. Вагой без колес, врьгтый в землю— станция на карьере. Прямо с поезда через реку— и в Кузнецке. Едем растущим железнодорожным поселком, называется он фомко— Сад-город. В нем больница— крупное деревянное строение, по типу англий­ ских коттеджей. Кое-где побитые окна портят стиль. А на выходе из поселка стройка этого лета: землянки, мазанки, шала­ ши и балаганы цыганского вида с нераскинутым еще скарбом, с уже при­ выкшими собаками, с чумазыми, любопытными ребятишками. Неужели и здесь квартирный кризис? Оказывается, что да! — Прет народишко новый,— говорит мой ямщик,— как заслышит что, так и прет... А слухов, действительно, много. И жертвы их, искатели нового счастья, длинно разбросались по всей новостройке, и на каждой станции можно ветре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2