Сибирские огни, 1926, № 4

Б. Б. барадин.— «Вопросы сценического исскуства бурято монголов». Изд. Редак­ ции журнала «Жизнь Бурятии», г. Верхне- удинск. 1925 г. В задачу для культурного строитель­ ства Бурят-Монгольской Республики совер­ шенно ясно и определенно поставлено соз­ дание национального бурятского театра. Как известно, в этом отношении уже пред­ приняты практические шаги. При Нарком- просе Бурятии создано художественное бю­ ро, задачей которого и является содействие развитию сценического искусства бурят. О том, что в Бурятии увлеклись идеей создания национального театра, свидетель­ ствует и то обстоятельство, что в насто­ ящий момент появились уже кое-какие пе­ чатные работы, посвященные этому вопро­ су. К этим работам относится, например, «Опыт программы для собирания сведений о музыкальных инструментах, театре и на­ родных развлечениях бурят-монголов», со­ ставленный П. П. Хороших, а также и ре­ ферируемая брошюра Барадина, вышедшая еще раньше работы П. П. Хороших. Б. Б. Барадин вообще считается знато­ ком монгольской литературы и бурятского национального театра. И тем не менее нельзя сказать, чтобы он в своей работе с достаточной полнотой и ясностью выд­ винул вопросы сценического искусства бу­ рят-монголов Прежде всего, сама работа чрезмерно сжата и слишком неполна. Распадается она на две части. В первой части, посвященной истории театра монгольских племен, автор справедливо замечает, что монгольский театр зародился в монастырях, на различ­ ных праздниках, которые охотно посеща­ лись народом. Зародившись в недрах мо­ настырей, для различных религиозных на­ добностей, монгольский театр так и не мог оторваться от них и стать самостоя­ тельным. Автор уверяет, что говорить о действи­ тельном зарождении театра можно толь­ ко в отношении бурят, которые избегли индотибетского влияния, а также и «от­ звуков сценического искусства древних монголов». Если же можно говорить о ка­ ком-либо влиянии, то разве о влиянии ша­ манской поэтики. В отношении характеристики современ­ ного состояния сценического искусства у бурят-монголов, автор делит их на 2 части: на западных и восточных. Западная груп­ па бурят подверглась русскому влиянию как в хозяйственном, так и в культурном отношении, а потому в их театральной технике много элементов, заимствованных от русского театра. Это полу-русские по- лу-бурятские пьесы, почти всегда с участи­ ем больных шаманов. Что касается восточных бурят, то здесь оказывается, основоположницей нового сце нического искусства явилась Агинская шко ла 2-й ступени. В театре восточных бурят больше национального элемента и больше самобытности, чем они выгодно отлича­ ются от своих западных соплеменников. Пьесы, например, пишутся на восточном хоринском наречии монгольским алфави­ том; сохраняется колорит восточной куль­ туры в обстановке, костюмировке и проч. Автор тут же отмечает влияние шаманской поэтики. Попутно же дает краткую харак­ теристику театрального дела в Монголии и его отличие от бурятского. Затем в двух словах касается вопроса о репертуаре и, наконец, приходит к вы­ воду, что бурят-монгольский театр нахо­ дится еще в стадии кустарничества. Каковы же дальнейшие пути развития сценического искусства бурят-монголов? На этот вопрос автор ответа не дает. Вл. Черемиых. Редакционная коллегия. З а ответственного редактора М. Басов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2