Сибирские огни, 1926, № 4
Б. Б. барадин.— «Вопросы сценического исскуства бурято монголов». Изд. Редак ции журнала «Жизнь Бурятии», г. Верхне- удинск. 1925 г. В задачу для культурного строитель ства Бурят-Монгольской Республики совер шенно ясно и определенно поставлено соз дание национального бурятского театра. Как известно, в этом отношении уже пред приняты практические шаги. При Нарком- просе Бурятии создано художественное бю ро, задачей которого и является содействие развитию сценического искусства бурят. О том, что в Бурятии увлеклись идеей создания национального театра, свидетель ствует и то обстоятельство, что в насто ящий момент появились уже кое-какие пе чатные работы, посвященные этому вопро су. К этим работам относится, например, «Опыт программы для собирания сведений о музыкальных инструментах, театре и на родных развлечениях бурят-монголов», со ставленный П. П. Хороших, а также и ре ферируемая брошюра Барадина, вышедшая еще раньше работы П. П. Хороших. Б. Б. Барадин вообще считается знато ком монгольской литературы и бурятского национального театра. И тем не менее нельзя сказать, чтобы он в своей работе с достаточной полнотой и ясностью выд винул вопросы сценического искусства бу рят-монголов Прежде всего, сама работа чрезмерно сжата и слишком неполна. Распадается она на две части. В первой части, посвященной истории театра монгольских племен, автор справедливо замечает, что монгольский театр зародился в монастырях, на различ ных праздниках, которые охотно посеща лись народом. Зародившись в недрах мо настырей, для различных религиозных на добностей, монгольский театр так и не мог оторваться от них и стать самостоя тельным. Автор уверяет, что говорить о действи тельном зарождении театра можно толь ко в отношении бурят, которые избегли индотибетского влияния, а также и «от звуков сценического искусства древних монголов». Если же можно говорить о ка ком-либо влиянии, то разве о влиянии ша манской поэтики. В отношении характеристики современ ного состояния сценического искусства у бурят-монголов, автор делит их на 2 части: на западных и восточных. Западная груп па бурят подверглась русскому влиянию как в хозяйственном, так и в культурном отношении, а потому в их театральной технике много элементов, заимствованных от русского театра. Это полу-русские по- лу-бурятские пьесы, почти всегда с участи ем больных шаманов. Что касается восточных бурят, то здесь оказывается, основоположницей нового сце нического искусства явилась Агинская шко ла 2-й ступени. В театре восточных бурят больше национального элемента и больше самобытности, чем они выгодно отлича ются от своих западных соплеменников. Пьесы, например, пишутся на восточном хоринском наречии монгольским алфави том; сохраняется колорит восточной куль туры в обстановке, костюмировке и проч. Автор тут же отмечает влияние шаманской поэтики. Попутно же дает краткую харак теристику театрального дела в Монголии и его отличие от бурятского. Затем в двух словах касается вопроса о репертуаре и, наконец, приходит к вы воду, что бурят-монгольский театр нахо дится еще в стадии кустарничества. Каковы же дальнейшие пути развития сценического искусства бурят-монголов? На этот вопрос автор ответа не дает. Вл. Черемиых. Редакционная коллегия. З а ответственного редактора М. Басов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2