Сибирские огни, 1926, № 4
ческом подразделении страны. Понятие же «Иркутская губерния» часто искусственное, административное, частное. Поэтому ре дуцировать эти два разных по своему внут реннему содержанию понятия нет никаких оснований и, я бы сказал, несовременно. Правильнее было бы, если автор написал: «Иркутской губ. (Восточная Сибирь)». Внешне книжка издана вполне прилично. ----------- И 3. N1. Н. Ербанов. «Строительство Красной Бурятии». Изд. журнала «Жизнь Бурятии» г. Верхнеудинск 1925 г, стр. 38. ' Предлагаемый вниманию читателя очерк М. Н. Ербанова «Строительство Красной Бурятии», имеет своею целью ознакомить широкие слои бурятских трудовых масс с возникновением и развитием Бурятской Рес публики. В этом очерке автор сознательно не хо чет касаться истории возникновения бу рятского национального движения. Ведь ма териалы по этому вопросу не только не обработаны, но даже, как следует, еще не собраны. Задача его чисто ударная, при способленная к моменту—показать как ор ганизовалась Бурятия, что она в настоящий момент собой представляет и каковы за дачи правительства в дальнейшей работе. Вот о чем хочет рассказать М. Н. Ербанов. Свой очерк он разбивает на шесть не больших глав: 1) введение; 2) строитель ство автономных областей; 3) об'единение автообластей и организация Бурреспублики, 4) Бурреспублика в итогах низовой рабо ты; 5) очередные задачи организационного строительства; 6) заключение. Особый интерес для читателя должны иметь первые три главы, в которых автор в сжатой, но довольно интересной форме, рассказывает о борьбе молодой республики за свое существование. Вторая часть очерка, к которой можно отнести 4 и 5 главу, напоминает собою официальный отчет, написанный канцеляр ским языком и потому читается не с та ким интересом и даже пахнет казенщиной. Что касается борьбы бурят за нацио нальное освобождение, то автор насчиты вает в ней три периода. Первый он отно сит к эпохе царского режима, к эпохе рус ификаторской политики и русской госу дарственности, когда у бурят вспыхивали лишь проблески национального самосозна ния, в корне подавляющиеся властью. Вто рой период можно отнести к эпохе фев ральской революции 1917 года, которая действительно всколыхнула бурятские тру довые массы, разбудила их чаяния, но не дала им удовлеторения. И только в третий период, с наступлением Октябрьской рево люции, бурят-монголы получили самоопре деление. Однако-ж даже с наступлением Октябрь ской революции буряты несразу добились са мостоятельной республики. И автордовольно интересно рассказывает, как шаг за шагом, при внимательном сочувственном отноше нии центра, бурят-монголы образовали сна чала автономную область, а затем, и ав тономную республику. В итогах годовой работы Бурреспублики автор кратко останавливается: а) на ад министративном устройстве, б) финансах, бюджете и сельхозналоге; в) промышлен ности, торговле и кооперации; г) просве щении и здравоохранении; д) земельном вопросе и сельхозкредите; е) кресткомах и социальном обеспечении; ж) советской власти и общественности Все эти разделы обильно снабжены раз личными цифрами. И главе V - «Очередные задачи органи зационного строительства»—интересно, во- первых, решение бурятизации учреждений и введение делопроизводства на бурятском языке и, во-вторых, вопрос о ламстве. По подсчетам М. Н. Ербанова в Буррес- публике имеется 43 больших и малых до- цанов с количеством лам 9066 человек и 4481 хуварков (учеников)—всего 13.547 человек или 6% всего бурятского населения. Все они живут на средства приходов. Если прожиточный минимум установить 12 рублей в месяц—«то содержание лам,— говорит автор,—в год обойдется бурят скому населению в 1.950.768 рублей». А сельхозналог всего населения республики (бурятского и русского) составляет лишь 1250.000 рублей. Очень характерно, что сейчас среди ламства начинает возникать обновленческое движение, нечто вроде жи вой церкви, которое требует: 1) организа ции коллективного сельского хозяйства, путем об-единения средств и сил, прожи вающих в данном дацане лам,для создания материальной базы своего существования; 2) сокращение расходов и набожной жизни согласно уставу Виная, от которого ламы отошли, 3) введение начала выборности ширеутов (настоятелей), хамбо-ламы (епи скопа) и создание центрального и приход ского советов мирян-верующих. В настоящий момент обновленческое дви жение находится в стадии организацион ной и вызывает резкую оппозицию в лице зажиточных и консервативных лам. «Очередная наша задача,—говорит М. Н. Ербанов,—это ослабление влияния ламства на остальные трудовые массы». Очерк М. Н. Ербанова, безусловно, ин тересен и главное отвечает назревшей по требности освещения в печати строитель ства Бурятии, но все же следовало напи сать его не канцелярским, а более доступ ным для самых широких слоев читатель ской массы языком. В. Ч.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2