Сибирские огни, 1926, № 4

ческом подразделении страны. Понятие же «Иркутская губерния» часто искусственное, административное, частное. Поэтому ре­ дуцировать эти два разных по своему внут­ реннему содержанию понятия нет никаких оснований и, я бы сказал, несовременно. Правильнее было бы, если автор написал: «Иркутской губ. (Восточная Сибирь)». Внешне книжка издана вполне прилично. ----------- И 3. N1. Н. Ербанов. «Строительство Красной Бурятии». Изд. журнала «Жизнь Бурятии» г. Верхнеудинск 1925 г, стр. 38. ' Предлагаемый вниманию читателя очерк М. Н. Ербанова «Строительство Красной Бурятии», имеет своею целью ознакомить широкие слои бурятских трудовых масс с возникновением и развитием Бурятской Рес­ публики. В этом очерке автор сознательно не хо­ чет касаться истории возникновения бу­ рятского национального движения. Ведь ма­ териалы по этому вопросу не только не обработаны, но даже, как следует, еще не собраны. Задача его чисто ударная, при­ способленная к моменту—показать как ор­ ганизовалась Бурятия, что она в настоящий момент собой представляет и каковы за­ дачи правительства в дальнейшей работе. Вот о чем хочет рассказать М. Н. Ербанов. Свой очерк он разбивает на шесть не­ больших глав: 1) введение; 2) строитель­ ство автономных областей; 3) об'единение автообластей и организация Бурреспублики, 4) Бурреспублика в итогах низовой рабо­ ты; 5) очередные задачи организационного строительства; 6) заключение. Особый интерес для читателя должны иметь первые три главы, в которых автор в сжатой, но довольно интересной форме, рассказывает о борьбе молодой республики за свое существование. Вторая часть очерка, к которой можно отнести 4 и 5 главу, напоминает собою официальный отчет, написанный канцеляр­ ским языком и потому читается не с та­ ким интересом и даже пахнет казенщиной. Что касается борьбы бурят за нацио­ нальное освобождение, то автор насчиты­ вает в ней три периода. Первый он отно­ сит к эпохе царского режима, к эпохе рус­ ификаторской политики и русской госу­ дарственности, когда у бурят вспыхивали лишь проблески национального самосозна­ ния, в корне подавляющиеся властью. Вто­ рой период можно отнести к эпохе фев­ ральской революции 1917 года, которая действительно всколыхнула бурятские тру­ довые массы, разбудила их чаяния, но не дала им удовлеторения. И только в третий период, с наступлением Октябрьской рево­ люции, бурят-монголы получили самоопре­ деление. Однако-ж даже с наступлением Октябрь­ ской революции буряты несразу добились са­ мостоятельной республики. И автордовольно интересно рассказывает, как шаг за шагом, при внимательном сочувственном отноше­ нии центра, бурят-монголы образовали сна­ чала автономную область, а затем, и ав­ тономную республику. В итогах годовой работы Бурреспублики автор кратко останавливается: а) на ад­ министративном устройстве, б) финансах, бюджете и сельхозналоге; в) промышлен­ ности, торговле и кооперации; г) просве­ щении и здравоохранении; д) земельном вопросе и сельхозкредите; е) кресткомах и социальном обеспечении; ж) советской власти и общественности Все эти разделы обильно снабжены раз­ личными цифрами. И главе V - «Очередные задачи органи­ зационного строительства»—интересно, во- первых, решение бурятизации учреждений и введение делопроизводства на бурятском языке и, во-вторых, вопрос о ламстве. По подсчетам М. Н. Ербанова в Буррес- публике имеется 43 больших и малых до- цанов с количеством лам 9066 человек и 4481 хуварков (учеников)—всего 13.547 человек или 6% всего бурятского населения. Все они живут на средства приходов. Если прожиточный минимум установить 12 рублей в месяц—«то содержание лам,— говорит автор,—в год обойдется бурят­ скому населению в 1.950.768 рублей». А сельхозналог всего населения республики (бурятского и русского) составляет лишь 1250.000 рублей. Очень характерно, что сейчас среди ламства начинает возникать обновленческое движение, нечто вроде жи­ вой церкви, которое требует: 1) организа­ ции коллективного сельского хозяйства, путем об-единения средств и сил, прожи­ вающих в данном дацане лам,для создания материальной базы своего существования; 2) сокращение расходов и набожной жизни согласно уставу Виная, от которого ламы отошли, 3) введение начала выборности ширеутов (настоятелей), хамбо-ламы (епи­ скопа) и создание центрального и приход­ ского советов мирян-верующих. В настоящий момент обновленческое дви­ жение находится в стадии организацион­ ной и вызывает резкую оппозицию в лице зажиточных и консервативных лам. «Очередная наша задача,—говорит М. Н. Ербанов,—это ослабление влияния ламства на остальные трудовые массы». Очерк М. Н. Ербанова, безусловно, ин­ тересен и главное отвечает назревшей по­ требности освещения в печати строитель­ ства Бурятии, но все же следовало напи­ сать его не канцелярским, а более доступ­ ным для самых широких слоев читатель­ ской массы языком. В. Ч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2