Сибирские огни, 1926, № 4
лоьным преступником, лишь задумавшим использовать для своих преступных целей мысль о тайном обществе» (стр. 29). Не все стороны дела освещены в работе В. Петро ва, принять его вывод в целом, пожалуй, еще преждевременно, но еще менее убеж дает нас аргументация Кубалова. Автор усиленно подчеркивает связь Ку- чевского с декабристами; отрицательное суждение о Кучевском Завалишина он оп ровергает и точно также не придает ни какого значения свидетельству Якушкина, который самым решительным образом от межевывает Кучевского от декабристов. Но, если и можно отмахнуться от показа ния Завалишина (хотя это также вызыва ет возражения), то такой метод, конечно, абсолютно недопустим по отношению к Якушкину. Якушкин, быть может, наиболее принципиальный из всех декабристов, строгий к себе и другим, воплощенная со весть декабристов—в своих суждениях и оценках всегда сознателен и осторожен. И его отношение к Кучевскому представля ется нам более показательным, чем дружба легкомысленного Артамона Муравьева или скромного и ограниченного А. Беляева. Оболенский же и Бобрищев-Пушкин руко водствовались в жизни высоко понимаемы ми ими принципами христианской морали, заставлявшей их с особой силой останав ливать свое внимание на «малых сих» и дарить их всех своей дружбой. Отношения же Кучевского с Трубецким ни в коем случае не свидетельствуют о дружеском их характере. *) Кубалов беспрерывно говорит о «добро те» Кучевского, «мягком, отзывчивом серд це», о «высоких запросах его духа» о принципиальной и упорной ненависти к самодержавию и т. д. Мы искренно недо умеваем: на основании каких источников интерпретирует таким образом автор лич ность Кучевского? Единственным основа нием до некоторой степени (и то, очень слабой), дающим право для такой харак теристики душевных свойств Кучевского («доброта», «мягкость») могут явиться письма Е. Оболенского,—но нужно же знать исключительную душевную мягкость и нежность последнего, при свете которых чуть ли не все люди рисовались ему в идеальном свете. По письмам Оболенского, *) Кубалов ни одним словом не упоми нает о свидетельстве Штейнгеля, между тем оно очень категорично: «Кучевский— бывший майор Астраханского гарнизона, осужденный за намерение поджечь и раз грабить город, дошел до Нерчинских руд ников, но после несчастной истории Суха нова соединен в Чите с государственными преступниками и с ними перешел в Пет- В овский завод». Следует подчеркнуть, что Лтейнгель был и по методу изложения и по манере мысли историком. можно характеризовать только самого Оболенского, ьо никак не его корреспон дента. Вообще, переписка, опубликованая Ку- баловым (большая часть писем уже была напечатана ранее Н. С. Романовым в «Тру дах Иркутской Ученой Архивной Комис сии», т. II), рисует Кучевского в очень непривлекательном виде. Главной темой его писем служат просьбы о пособии, по рою, как можно судить по ответам Тру бецкого, весьма бесцеремонные и назойли вые. Резкая отповедь Трубецкого и весь тон его писем ни в коем случае не дают повода, чтоб заподозрить их автора в вы сокой оценке личности своего корреспон дента. Более всего нам непонятны те основания, по которым автор решается говорить о сознательной ненависти Кучевского к са модержавию, его принципиальности и пр. Б. Г. Кубалов особенно подчеркивает тот факт, что, несмотря на советы многих де кабристов, Кучевский ни разу не обращал ся к власти с просьбами о переводе и т. п. «Он—пишет автор—не пожелал обращать ся с просьбами к представителям той вла сти, которую он в корне отрицал». Такдя интерпретация кажется нам слиш ком суб‘ективной. В изображении автора Кучевский представляется принципиальнее всех декабристов—принципиальнее Горба- ческого, Пущина, самого Якушкина... Не слишком ли. это? Напрашивается иное об'- яснение: Кучевскому было невыгодно вся кое запоминание властям о себе, это по вело бы к неминуемому обращению к его делу, могло вскрыться его подлинное прош лое, а это—в свою очередь—отдалило бы от него его благодетелей—декабристов, в доверие которых он так искусно сумел втереться. В истории нашей политической каторги такие случаи бывали неоднократ но. Но так или иначе, астраханское дело и личности его участников еще подлежат дальнейшему изучению и с этой стороны. Заострение вопроса, сделанное обоими ис следователями, очень полезно. Статья М. Муравьева «Идея временного правительства у декабристов» является сводкой имеющегося материала и мало чем пополняет наши сведения об этом моменте движения; вторая же его статья об Арта- моне Муравьеве—представляется слишком односторонней, и ни в коем случае не мо жет быть признана подлинной характери стикой этого деятеля, на имени которого ле жит значительная доля ответственности за неудачу Сергея Муравьева. Также за тушеваны и многие характерные черточки его сибирского быта (сравните письма Вадковского, опубликованные в сборнике Оксмана и Модзалевского). И. Звавич публикует несколько архив ных документов, относящихся к истории неудачной попытки русского правительства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2