Сибирские огни, 1926, № 4
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ. 1 «Звено» —литерат.-художественный сбор ник Петропавловской ассоциации пролет, писателей. Под редакцией Н. В. Феокти стова. Изд. Акмолинского Губиздата. Ти раж 5000 экземпляров, страниц—вб, цена 50 коп. Данному сборнику предпослано обширное предисловие его редактора, доказывающего наличие пролетарской литературы, доста точно высоким «штилем», повторяющего зады, и все для того, чтобы доказать, что «книжка послужит крепким звеним » меж ду писателем и рабочим. В сборнике мы находим два раздела: стихи и проза. Убежденные вступительной статьей редактора, мы ожидали от авто ров сборника образцов пролетарской лите ратуры. Сборник открывается стихами С. Мар кова «Земля». «Хочу, но не могу сказать, Хоть чувств своих я не неволю, Но горло полнится опять Растущей, радостною болью. Была, как эта синева, Терновник чахлый—так же редок, Вертел руками жернова У очага мой древний предок». Нам не известно, принадлежит ли С. Мар ков к числу пролетарских поэтов, или нет, но во всяком случае в этом стихе очень мало пролетарского, мало понятного не искушенному уму рабочего. В самом деле что это такое: «Была, как эта синева, Терновник чахлый—так же редок»(?). И дальше: «Но кони диких пришлецов, Роняли пену на ухабы, И щеки грели—солонцев Жарою—каменные бабы»... При чтении всего стиха, находишь, что не совсем то плохо сказано, поставить же на этом стихе марку пролетарской поэзии— все же нельзя. Стихотворение молодое, не ровное, нервное, оно похоже на ту верстку, какую ему придал выпускающий. В стихе есть и таки естрофы: «Крича, мой праотец упал, Лицо в измятой ниве пряча. Колосьев бронзовый закал Зерно ронял в неслышном плаче»... В целом же, стихоторение поражает своей двойственностью: с одной стороны—певу чая (часто образная) строка и с другой— до наивности все примитивно склеено, нет логической увязки в самом предложении, а главное мысль затемнена. Другое стихотворение этого же автора «Печенег» гораздо напевней и понятней для неискушенного читателя. Во всяком случае в лице С. Маркова мы имеем поэта моло дого, правда, неровного, но все-же подаю щего надежды. Следующий автор сборника—Б. Агафо нов. В его первом стихе все спутано—и лирика, и агитация—может быть это осо бый вид творчества—бить сразу двух зай цев, не знаю, но нас оно не убедило ни с той, ни с другой стороны. Не заслуживает также интереса его второе стихотворение «На вахте». Вот как в нем автор «замо- торивает», «задинамливает»: «Ах, певунья, милая динамо, Выпевая коллекторами свет. На щите смеется белый мрамор И кивает стрелками вольтаметр...» Видимо, лукавая муза не совсем дру жится с Агафоновым. Маленький стишок дал Кириллов-Волгин, но стишок с настроением, крепко сделан ный, стройный и звонкий. У автора много данных к тому, чтобы писать хорошие стихи. Об остальных поэтах можно было бы и не говорить, потому что такие вот строки сами за себя говорят и показывают «нутро» поэта: «Нынче сам с собой поспорил я, Взгляд на тучу изменил, На ту серую, которая Походила на панель»... (В. Ракитников). Или: «Я сидел у высокой ограды, (Шел тогда мне девятый годок), Ждал гудка, ведь гудок—моя радость, Эх, скорей бы, скорее, гу^ок...» (В. Ракитников).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2