Сибирские огни, 1926, № 4

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ. 1 «Звено» —литерат.-художественный сбор­ ник Петропавловской ассоциации пролет, писателей. Под редакцией Н. В. Феокти­ стова. Изд. Акмолинского Губиздата. Ти­ раж 5000 экземпляров, страниц—вб, цена 50 коп. Данному сборнику предпослано обширное предисловие его редактора, доказывающего наличие пролетарской литературы, доста­ точно высоким «штилем», повторяющего зады, и все для того, чтобы доказать, что «книжка послужит крепким звеним » меж­ ду писателем и рабочим. В сборнике мы находим два раздела: стихи и проза. Убежденные вступительной статьей редактора, мы ожидали от авто­ ров сборника образцов пролетарской лите­ ратуры. Сборник открывается стихами С. Мар­ кова «Земля». «Хочу, но не могу сказать, Хоть чувств своих я не неволю, Но горло полнится опять Растущей, радостною болью. Была, как эта синева, Терновник чахлый—так же редок, Вертел руками жернова У очага мой древний предок». Нам не известно, принадлежит ли С. Мар­ ков к числу пролетарских поэтов, или нет, но во всяком случае в этом стихе очень мало пролетарского, мало понятного не­ искушенному уму рабочего. В самом деле что это такое: «Была, как эта синева, Терновник чахлый—так же редок»(?). И дальше: «Но кони диких пришлецов, Роняли пену на ухабы, И щеки грели—солонцев Жарою—каменные бабы»... При чтении всего стиха, находишь, что не совсем то плохо сказано, поставить же на этом стихе марку пролетарской поэзии— все же нельзя. Стихотворение молодое, не­ ровное, нервное, оно похоже на ту верстку, какую ему придал выпускающий. В стихе есть и таки естрофы: «Крича, мой праотец упал, Лицо в измятой ниве пряча. Колосьев бронзовый закал Зерно ронял в неслышном плаче»... В целом же, стихоторение поражает своей двойственностью: с одной стороны—певу­ чая (часто образная) строка и с другой— до наивности все примитивно склеено, нет логической увязки в самом предложении, а главное мысль затемнена. Другое стихотворение этого же автора «Печенег» гораздо напевней и понятней для неискушенного читателя. Во всяком случае в лице С. Маркова мы имеем поэта моло­ дого, правда, неровного, но все-же подаю­ щего надежды. Следующий автор сборника—Б. Агафо­ нов. В его первом стихе все спутано—и лирика, и агитация—может быть это осо­ бый вид творчества—бить сразу двух зай­ цев, не знаю, но нас оно не убедило ни с той, ни с другой стороны. Не заслуживает также интереса его второе стихотворение «На вахте». Вот как в нем автор «замо- торивает», «задинамливает»: «Ах, певунья, милая динамо, Выпевая коллекторами свет. На щите смеется белый мрамор И кивает стрелками вольтаметр...» Видимо, лукавая муза не совсем дру­ жится с Агафоновым. Маленький стишок дал Кириллов-Волгин, но стишок с настроением, крепко сделан­ ный, стройный и звонкий. У автора много данных к тому, чтобы писать хорошие стихи. Об остальных поэтах можно было бы и не говорить, потому что такие вот строки сами за себя говорят и показывают «нутро» поэта: «Нынче сам с собой поспорил я, Взгляд на тучу изменил, На ту серую, которая Походила на панель»... (В. Ракитников). Или: «Я сидел у высокой ограды, (Шел тогда мне девятый годок), Ждал гудка, ведь гудок—моя радость, Эх, скорей бы, скорее, гу^ок...» (В. Ракитников).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2