Сибирские огни, 1926, № 4

нев, дирижером был Юровецкий. Худо ли, хорошо ли прошла первая постановка, но верно то, что эта первая постановка, по тщательности муызкально-вокальной и ху­ дожественной подготовки, сразу убедила всех, что Сибгостеатр—начинание серьез­ ное, культурное. Какие же задачи преследовали и какие цели ставили себе руководители Сибгос- театра? Учитывая, что после Октябрьской рево­ люции вызваны к жизни широкие рабоче- крестьянские массы, Сибгостеатр решили вести работу в таком направлении, чтобы приобщить эти массы к театру, к худо­ жественной жизни, чтобы вызвать у них музыкальные запросы. Считаясь с тем обстоятельством, что со­ вершенно нет современных опер, т. е. таких опер, которые были бы, как говорят, соз­ вучны эпохе, Сибгостеатр решил ставить только классические произведения иностран­ ных и русских композиторов, при чем по воз­ можности придавать каждой постановке в отдельности некоторый характер современ­ ности, хотя бы путем внешнего оформле­ ния постановки. Сибгостеатр ориентировался на напра­ вление, известное под названием «Музы-* кальной драмы». Сибгостеатр свои постановки строит не на отдельных исполнителях, а на ансамбль, на полную музыкально-вокальную художе­ ственную согласованность. В виду того, что русская опера серьез­ нее и интереснее иностранной, а русская музыка вообще понятнее и легче воспри­ нимается русским посетителем театра, Сиб­ гостеатр решил на своих п дмостках куль­ тивировать, главным образом, произведе­ ния русских оперных композиторов. И за истекшие четыре сезона на сцене Сибгос- театра прошли следующие тринадцать рус­ ских опер: «Русалка»—50 раз, «Евгений Онегин»—41 раз, «Борис Годунов» - 38 раз, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» по 26 раз, «Демон»—22 раза, «Дубровский»— 18 раз, «Снегурочка» и «Царская невеста» по 12 раз, «Хованщина»—11 раз. «Садко»—10раз, «Черевички» 9 раз и «Золотой петушок» 7 раз. Из опер иностранных композиторов на сцене Сибгостеатра до сей поры прошли: «Фауст» и «Кармен» по 37 раз, «Севиль­ ский цирюльник»—26раз. «Паяцы» —25 раз, «Травиата» 21 раз, «Риголетто» —20 раз, «Аида» и «Лакме» — по 13 раз, «Тоска» — 12 раз (эта опера 5 раз шла в переделке под названием «В дни коммуны»). «Сель­ ская честь» -10 раз, «Сказки Гофмана» 9 раз, «Жидовка»—5раз и «Фра-Дьяволо»— 3 раза. Всего-13 иностранных опер. В течение последних двух сезонов все оперы ставил режиссер И. П. Варфоломеев. Мы бы далеко зашли, если бы занялись описанием характера каждой его постанов­ ки. Скажем только, что свое режиссерское искусство И. Варфоломеев особенно пока­ зал постановкой «Золотого петушка». Эта постановка—верх достижения Сибгостеат­ ра. Варфоломееву мастерски удалось выя­ вить и с т и н н у ю сущность и сокровенный смысл «Золотого петушка». Успеху оперного дела в Новосибирске содействовали, понятно, и дирижеры. И второй оперный сезон, когда музыкальная сторона находилась в руках А. В. Павло­ ва-Арбенина, долго будет нам памятен. Лишь этот дирижер заставил сибиряков понять и полюбить музыку. В третьем се­ зоне дирижером был К. Брауэр, а в чет­ вертом сезоне дирижерский труд с Брауэ­ ром разделял Я. Позен. Помимо опер, Сибгостеатр уделяет свои подмостки и для оперетты. За истекшие четыре сезона на сцене Сибгостеатра про­ шли следующие оперетты: «Цыганский ба­ рон»-2 раза, «Дочь Анго»—3 раза, «Кор- невильские колокола»—21 раз, «Сильва»'— 24 раза, «Принцесса долларов» — 5 раз, «Жрица огня» —23 раза, «Баядерка» — 17 раз и «Боккачио»—7 раз. Последние пять оперетт поставлены ре­ жиссером Александром Петровским. Из оперетт усердно вытравливается всякая банальность и вульгарность. На сцене Сибгостеатра оперетты получают облаго­ роженный вид, тем более, что исполняются они оперными артистами, а потому они и носят характер настоящей музыкальной комедии. По художественному оригиналь­ но-сценическому оформлению и по музы­ кально-вокальному исполнению особенный интерес представляет постановка оперетты «Боккачио». Музыкальная постановка этой оперетты принадлежит Я. Позену. Сибгостеатр делает и небольшие балет­ ные постановки («Арлекинада», «Коппелия» и др.). Оркестр иногда устраивает симфониче­ ские концерты. К сожалению, эти концер­ ты с каждым годом устраиваются все ре­ же и реже. Хор и оркестр почти сплошь состоят из сибиряков. В первом сезоне Сибгостеатр поставил 8 опер и дал 122 спектакля (в том числе 17 концертных и балетных вечеров). Во втором сезоне прошло 11 опер и да­ но было 157 спектаклей. В третьем сезоне репертуар Сибгостеат­ ра насчитывает уже 20 постановок и дано было 149 спектаклей. В четвертом сезоне прошло в общей сложности 27 опер и оперетт и дано было 182 спектакля. Сибгостеатр иногда ставит и утренники (в воскресенье и праздничные дни). Если в первом сезоне еще возникали сомнения на счет того, способен ли Сиб­ гостеатр выжить со своей оперой, то те-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2