Сибирские огни, 1926, № 4
нев, дирижером был Юровецкий. Худо ли, хорошо ли прошла первая постановка, но верно то, что эта первая постановка, по тщательности муызкально-вокальной и ху дожественной подготовки, сразу убедила всех, что Сибгостеатр—начинание серьез ное, культурное. Какие же задачи преследовали и какие цели ставили себе руководители Сибгос- театра? Учитывая, что после Октябрьской рево люции вызваны к жизни широкие рабоче- крестьянские массы, Сибгостеатр решили вести работу в таком направлении, чтобы приобщить эти массы к театру, к худо жественной жизни, чтобы вызвать у них музыкальные запросы. Считаясь с тем обстоятельством, что со вершенно нет современных опер, т. е. таких опер, которые были бы, как говорят, соз вучны эпохе, Сибгостеатр решил ставить только классические произведения иностран ных и русских композиторов, при чем по воз можности придавать каждой постановке в отдельности некоторый характер современ ности, хотя бы путем внешнего оформле ния постановки. Сибгостеатр ориентировался на напра вление, известное под названием «Музы-* кальной драмы». Сибгостеатр свои постановки строит не на отдельных исполнителях, а на ансамбль, на полную музыкально-вокальную художе ственную согласованность. В виду того, что русская опера серьез нее и интереснее иностранной, а русская музыка вообще понятнее и легче воспри нимается русским посетителем театра, Сиб гостеатр решил на своих п дмостках куль тивировать, главным образом, произведе ния русских оперных композиторов. И за истекшие четыре сезона на сцене Сибгос- театра прошли следующие тринадцать рус ских опер: «Русалка»—50 раз, «Евгений Онегин»—41 раз, «Борис Годунов» - 38 раз, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» по 26 раз, «Демон»—22 раза, «Дубровский»— 18 раз, «Снегурочка» и «Царская невеста» по 12 раз, «Хованщина»—11 раз. «Садко»—10раз, «Черевички» 9 раз и «Золотой петушок» 7 раз. Из опер иностранных композиторов на сцене Сибгостеатра до сей поры прошли: «Фауст» и «Кармен» по 37 раз, «Севиль ский цирюльник»—26раз. «Паяцы» —25 раз, «Травиата» 21 раз, «Риголетто» —20 раз, «Аида» и «Лакме» — по 13 раз, «Тоска» — 12 раз (эта опера 5 раз шла в переделке под названием «В дни коммуны»). «Сель ская честь» -10 раз, «Сказки Гофмана» 9 раз, «Жидовка»—5раз и «Фра-Дьяволо»— 3 раза. Всего-13 иностранных опер. В течение последних двух сезонов все оперы ставил режиссер И. П. Варфоломеев. Мы бы далеко зашли, если бы занялись описанием характера каждой его постанов ки. Скажем только, что свое режиссерское искусство И. Варфоломеев особенно пока зал постановкой «Золотого петушка». Эта постановка—верх достижения Сибгостеат ра. Варфоломееву мастерски удалось выя вить и с т и н н у ю сущность и сокровенный смысл «Золотого петушка». Успеху оперного дела в Новосибирске содействовали, понятно, и дирижеры. И второй оперный сезон, когда музыкальная сторона находилась в руках А. В. Павло ва-Арбенина, долго будет нам памятен. Лишь этот дирижер заставил сибиряков понять и полюбить музыку. В третьем се зоне дирижером был К. Брауэр, а в чет вертом сезоне дирижерский труд с Брауэ ром разделял Я. Позен. Помимо опер, Сибгостеатр уделяет свои подмостки и для оперетты. За истекшие четыре сезона на сцене Сибгостеатра про шли следующие оперетты: «Цыганский ба рон»-2 раза, «Дочь Анго»—3 раза, «Кор- невильские колокола»—21 раз, «Сильва»'— 24 раза, «Принцесса долларов» — 5 раз, «Жрица огня» —23 раза, «Баядерка» — 17 раз и «Боккачио»—7 раз. Последние пять оперетт поставлены ре жиссером Александром Петровским. Из оперетт усердно вытравливается всякая банальность и вульгарность. На сцене Сибгостеатра оперетты получают облаго роженный вид, тем более, что исполняются они оперными артистами, а потому они и носят характер настоящей музыкальной комедии. По художественному оригиналь но-сценическому оформлению и по музы кально-вокальному исполнению особенный интерес представляет постановка оперетты «Боккачио». Музыкальная постановка этой оперетты принадлежит Я. Позену. Сибгостеатр делает и небольшие балет ные постановки («Арлекинада», «Коппелия» и др.). Оркестр иногда устраивает симфониче ские концерты. К сожалению, эти концер ты с каждым годом устраиваются все ре же и реже. Хор и оркестр почти сплошь состоят из сибиряков. В первом сезоне Сибгостеатр поставил 8 опер и дал 122 спектакля (в том числе 17 концертных и балетных вечеров). Во втором сезоне прошло 11 опер и да но было 157 спектаклей. В третьем сезоне репертуар Сибгостеат ра насчитывает уже 20 постановок и дано было 149 спектаклей. В четвертом сезоне прошло в общей сложности 27 опер и оперетт и дано было 182 спектакля. Сибгостеатр иногда ставит и утренники (в воскресенье и праздничные дни). Если в первом сезоне еще возникали сомнения на счет того, способен ли Сиб гостеатр выжить со своей оперой, то те-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2