Сибирские огни, 1926, № 4
ХРОНИКА СИБИРИ. Сибирский государственный театр. В 1920 г. когда советская власть, прогнав Колчака, утвердилась в Сибири, приступле- но было в Омске, который тогда был ад министративным центром Сибири, к орга низации Сибирского государственного те атра. И работа Сибгостеатра в Омске в течение сезона 1920-21 г. будет надолго памятна не только омичам, но и всем си бирякам. Таких драматических и оперных поста новок, которые позволял себе Сибгостеатр, а также симфонические и камерные кон церты, которые он устраивал, Сибирь до того не видала и не слыхала. Преследуя исключительно культурно-про светительные задачи, Сибгостеатр не за давался никакими театральными экспери ментами, а занимался исключительно ху дожественной постановкой классических драм и опер. Репертуар Сибгостеатра со ставляли пьесы: «Гроза», «Стенька Разин» («Сполошный зык»), «Горе от ума». «Дон- Жуан» (Мольера), «Стакан воды» (Скриба) и некоторые другие. Из опер поставлены были: «Князь Игорь», «Борис Годунов». «Ев гений Онегин», «Кармен», (Севильский ци рюльник», «Паяцы» и «Сельская честь». Внимания заслуживает тот факт, что в течение всего первого сезона Сибгостеатр ставил спектакли и концерты бесплатно. Билеты распространялись через профсоюз ные организации. Аудитория, поэтому, бы ла рабочая и красноармейская. Только не значительный процент входных билетов попадал в другие руки. Но уже в 1921 г. Сибревком переехал в Новосибирск. С перемещением же сибир ского центра в Новосибирск, деятельность Сибгостеатра в Омске прекратилась. В Новосибирске же не было такого здания, которое сразу же можно было бы приспо собить для театра. И в течение 1921-23 г. Сибирь, собственно говоря, театра не име ла, театра в смысле художественно-пока зательного, театра, преследующего опре деленные цели и старающегося выполнить определенную культурную задачу. Театры же других сибирских городов работали ту пору, как и теперь, без плана, без си стемы. Население кормилось халтурой. Учитывая культурное значение для Края осмысленно-художественного театра, си бирские власти решили во что бы то ни стало создать в Новосибирске театр, кото рый имел бы краевое значение. Решено было отремонтировать пришедшее в совер шенную негодность здание бывшего обще ственного собрания и создать из него те атр. За работу принялись энергично и в течение лета 1922 г. дело было сделано. Возник вопрос—для какого же вида те атрального искусства использовать подмо стки театра, первоначальное наименование которого было «Рабочий Дворец»? Приняв во внимание, что, в виду тяже лого материального состояния, ни один сибирский город не сможет на свои сред ства содержать убыточную оперу, вслед ствие чего музыка находится в Крае в со вершенном загоне, решили Сибгостеатр сделать на первое время театром оперным. Учитывали и то обстоятельство, что если опера будет в Новосибирске, куда ча сто работники всего Края с'езжаются на краевые с‘езды, конференции и по разным другим административным и хозяйствен ным делам, то более широкий круг сиби ряков полуит возможность послушать му зыку и пение в хорошем исполнении. Находились, однако, скептики, которые утверждали, что нечего надеяться на то, чтобы опера привилась в Сибири, особен но в Новосибирске с его небольшим насе лением, которому совершенно чужды теат ральные запросы и интересы, особенно оперные. Указывали и на то. что сцена Сибгостеатра слишком мала для оперных постановок, что совершенно нет декора ций. а опера без декораций немыслима. Декорации же стоят очень дорого. Где взять деньги? Как бы то ни было, но 15-го ноября 1922 г.—знаменательная дата в истории те атрального дела в Сибири—Сибгостеатр открыл свои подмостки оперой Даргомыж ского «Русалка», при чем исполнителями главных партий были: Булановская (На таша), Лебедев (князь) и Березнеговский ^мельник). Ставил оперу режиссер Я. Грач-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2