Сибирские огни, 1926, № 4

ХРОНИКА СИБИРИ. Сибирский государственный театр. В 1920 г. когда советская власть, прогнав Колчака, утвердилась в Сибири, приступле- но было в Омске, который тогда был ад­ министративным центром Сибири, к орга­ низации Сибирского государственного те­ атра. И работа Сибгостеатра в Омске в течение сезона 1920-21 г. будет надолго памятна не только омичам, но и всем си­ бирякам. Таких драматических и оперных поста­ новок, которые позволял себе Сибгостеатр, а также симфонические и камерные кон­ церты, которые он устраивал, Сибирь до того не видала и не слыхала. Преследуя исключительно культурно-про­ светительные задачи, Сибгостеатр не за­ давался никакими театральными экспери­ ментами, а занимался исключительно ху­ дожественной постановкой классических драм и опер. Репертуар Сибгостеатра со­ ставляли пьесы: «Гроза», «Стенька Разин» («Сполошный зык»), «Горе от ума». «Дон- Жуан» (Мольера), «Стакан воды» (Скриба) и некоторые другие. Из опер поставлены были: «Князь Игорь», «Борис Годунов». «Ев­ гений Онегин», «Кармен», (Севильский ци­ рюльник», «Паяцы» и «Сельская честь». Внимания заслуживает тот факт, что в течение всего первого сезона Сибгостеатр ставил спектакли и концерты бесплатно. Билеты распространялись через профсоюз­ ные организации. Аудитория, поэтому, бы­ ла рабочая и красноармейская. Только не­ значительный процент входных билетов попадал в другие руки. Но уже в 1921 г. Сибревком переехал в Новосибирск. С перемещением же сибир­ ского центра в Новосибирск, деятельность Сибгостеатра в Омске прекратилась. В Новосибирске же не было такого здания, которое сразу же можно было бы приспо­ собить для театра. И в течение 1921-23 г. Сибирь, собственно говоря, театра не име­ ла, театра в смысле художественно-пока­ зательного, театра, преследующего опре­ деленные цели и старающегося выполнить определенную культурную задачу. Театры же других сибирских городов работали ту пору, как и теперь, без плана, без си­ стемы. Население кормилось халтурой. Учитывая культурное значение для Края осмысленно-художественного театра, си­ бирские власти решили во что бы то ни стало создать в Новосибирске театр, кото­ рый имел бы краевое значение. Решено было отремонтировать пришедшее в совер­ шенную негодность здание бывшего обще­ ственного собрания и создать из него те­ атр. За работу принялись энергично и в течение лета 1922 г. дело было сделано. Возник вопрос—для какого же вида те­ атрального искусства использовать подмо­ стки театра, первоначальное наименование которого было «Рабочий Дворец»? Приняв во внимание, что, в виду тяже­ лого материального состояния, ни один сибирский город не сможет на свои сред­ ства содержать убыточную оперу, вслед­ ствие чего музыка находится в Крае в со­ вершенном загоне, решили Сибгостеатр сделать на первое время театром оперным. Учитывали и то обстоятельство, что если опера будет в Новосибирске, куда ча­ сто работники всего Края с'езжаются на краевые с‘езды, конференции и по разным другим административным и хозяйствен­ ным делам, то более широкий круг сиби­ ряков полуит возможность послушать му­ зыку и пение в хорошем исполнении. Находились, однако, скептики, которые утверждали, что нечего надеяться на то, чтобы опера привилась в Сибири, особен­ но в Новосибирске с его небольшим насе­ лением, которому совершенно чужды теат­ ральные запросы и интересы, особенно оперные. Указывали и на то. что сцена Сибгостеатра слишком мала для оперных постановок, что совершенно нет декора­ ций. а опера без декораций немыслима. Декорации же стоят очень дорого. Где взять деньги? Как бы то ни было, но 15-го ноября 1922 г.—знаменательная дата в истории те­ атрального дела в Сибири—Сибгостеатр открыл свои подмостки оперой Даргомыж­ ского «Русалка», при чем исполнителями главных партий были: Булановская (На­ таша), Лебедев (князь) и Березнеговский ^мельник). Ставил оперу режиссер Я. Грач-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2