Сибирские огни, 1926, № 4
Книгу она не читает, даже не проглядывает. Ей в сущности все равно: читать, вышивать или просто валяться в качалке. Но сейчас должен приехать в гости известный профессор, перед которым хочется показаться умнее. И вот книжка входит в комплект материала для кокетства. Пококетничать своим интересом к литературе, к новому журналу— это иной раз куда инте реснее и выигрышнее, чем новым платьем или прической. Такого рода кокетство наблюдается также и среди мужчин. —Не могу жить без Толстого,—умилял меня некий бухгалтер. Но прия телю своему он говорил иначе: — Не могу без Толстого уснуть. Каждый раз на сон грядущий, что-нибудь да почитаю. Честности надо требовать не только от писателя, но и от читателя. Чи татель не всегда читает честно, т. е. внимательно* без пропусков, до конца, не навязывая автору своих мыслей и подозрений, не делая выводов об авторе во обще на основании одногсьдвух его произведений, не поддаваясь случайному, отрицательному впечатлению от нескольких страниц или строк. После смерти! Есенина некая культурная дама, заинтересовавшись поэ том, пришла в магазин— купила его стихи. Проглядывая ту т же у прилавка сборник Есенина, она наткнулась на стихи: «Да! есть горькая правда земли, Подсмотрел я ребяческим оком: Лижут в очередь кобели Суку, истекающую соком». Эта «горькая правда земли» настолько' ошарашила даму, воспитанную на поэзии эстетов, что она отказалась от своей покупки, и с тех пор говорит так : «Есенин, конечно, талантлив, но у него есть такие ужасные выражения, такие выражения...». Есть и критики в роде этой дамы: зацепятся за 4 строчки и жарят*). Еще о «горькой правде земли». Многие читатели (главным образом, ин теллигенты те, кто выросли до революции) не любят ее, особенно если она не завуалирована, а поставлена четко и резко. В старой литературе— по цензурным и иным условиям— естественно все было «по хорошему»: моральное и физическое безобразие целомудренно (или лицемерно) прикрывалось фиговым листком «приличия». Революция сорвала это фиговый листок. И жизнь, и литература стали обнаженнее и «бесстыднее», и старый читатель порой испуганно шарахается в сторону: т о «такой сюжет», то «такие ужасные выражения». Знакомый врач как-то сказал мне: — Старая литература была, как терапевт: порошки, микстура и прочи деликатные вещи. Были, разумеется, лекарства и горькие, но в меру. А новая— как хирург: в крови, в гное... копается в человеческом мясе, выворачивает внутренности, рвет, кромсает, лезет ножом прямо в сердце... и при этом совсем без наркоза... Такова уж, видно, эпоха: никаких телячьих нежностей... Наблюдая различные слои интеллигенции, я замечал, что больше других читают художественную литературу адвокаты, меньше—врачи и совсем мало— инженеры. . *) См., наприм., рецензию Обрадовича о «Вьюжных Днях» (Красн. Новь).— Ред.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2