Сибирские огни, 1926, № 4
На обороте: «В редакцию газеты «Рабочий Путь». По принадлежности. Исход. № 5442. Нач. адм. отд. ОНО» (подпись не разборчива). Был в моих руках и другой любопытный документ, к сожалению, зате рянный. Прошение одного рабкора (случайного и не подававшего никаких надежд) на имя редакции той же омской газеты—о том, чтобы его отправили «на казенный щет» в Москву—учиться «на писателя». Просьба мотивировалась тем, что «по состоянию здоровья к тяжелой работе не способен, а почерк имею разборчивый и могу сидеть с пером за столом, ежели потребуется, хоть цель ный день». II. Что и как читают. В центральной библиотеке города, насчитывающего 100.000 жителей, Гете был в течение года затребован только два раза: один раз «Страдания мо лодого Вертера» («Интересное название1» сказала дама, взявшая книгу) и дру гой раз «Фауст». «Фауста» брала тоже дама, которая, возвращая книгу, зая вила, что «в опере все это гораздо интереснее». (Большинство публики, не сомненно, знает гетевского «Фауста» лишь по вульгарному оперному ли бретто). В той библиотеке прекрасный итальянский поэт Джакомо Леопарди был в течение года затребован только раз и то по недоразумению: книгу спро сил мальчик, думавший, что речь в ней идет о леопарде. И ни разу не были спрошены некоторые тома Шекспира. Молодой современный беллетрист N., печатающийся в солидных журна лах, как-то в товарищеской компании признался, что не читал гоголевской «Шинели». Той самой, из которой «вышла вся русская литература». Одна барышня другой: — Не знаю, право, чего подарить сестренке на именины: батисту на блузку, коробку конфект или Пушкина. О Достоевском. Солидная мамаша кричала при мне своей дочери, 18-летней девушке, вернувшейся из библиотеки: — Опять взяла Достоевского! Ну, что з а охота портить нервы! За свои же деньги, да расстраиваться... Это ведь не в театре! На юбилейном вечере памяти Достоевского (Омск, 1923 г.) докладчику была подана записка (анонимная): — «Достоевский психопат и белогвардеец». О Мопассане, которого А. Франс считал «носителем великой трагедии»... Круглолицый, румяный человек лет 30-ти обращается к библиотекарше: — Дайте мне что-нибудь веселенькое. Мопассана, например. Бывает и хуже. Как-то в вагоне железной дороги комивояжер солид ной фирмы говорил мне:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2