Сибирские огни, 1926, № 4

Далее самолет застревает и в Подкаменной Тунгузке, путь до ко­ торой из Енисейска совершен в 2 ч. 35 м. Здесь обнаружились не только недостатки земного оборудования для полета, но и полная неподготов­ ленность местной администрации и населения, включительно до нашу­ мевшего случая с местным телеграфом, будто бы тормозившего обслу­ живание полета, «в связи с празднованием дня памяти Парижской Коммуны». Сиденье в Подкаменной Тунгузке поглощает новых 6 дней. В общем полет до Туруханска занял 18 дней, т.-е. почти столько же времени, сколько потребовалось бы на проезд этого расстояния на лошадях. Те 7 5 часов, которые самолет пробыл в воздухе, совершенно ра­ створились в 18 сутках. Далее «из-за отсутсвия заготовленного бензина, аэродрома и оле ­ ней на станках предположено возвратиться в Красноярск» («Сов. Сибирь» от 30/III-1926 г.). На обратном пути опять авария в Енисейске, с поломкой винта и шасси и вынужденный спуск перед Красноярском, куда, наконец, «Мос­ совет и прибывает 9 апреля. II I Таким образом, перелет от Красноярска до Туруханска и обратно занял 36 дней. Мы не знаем, собраны ли какие-либо материалы, касающиеся кли ­ мата, атмосферных и других условий, так или иначе характеризующие возможность воздушных сообщений в Туруханский край. Получился ли достаточный материал для конструктивных изменений в самом самолете и, наконец, была ли проба с нагрузкой аппарата пушниной? Несомненная неудача полета как -то потушила острый интерес Си- . бири к этому делу. Воздушная линия огромного значения, как будто ли­ шилась даже внимания и печати. Чья в этом вина? Мы отнюдь не склонны обвинять летный состав «Моссовета». Если не конечной, то частичной цели они достигли. Шум пропеллера все же слышали в Туруханске. Это этап в истории сибирской авиации. Вина, главным образом, в недостатках организационной работы, в том «авось», которое преспокойно живет и доныне. Самое же важное, по нашему мнению, это изолированность работы центральных учрежде­ ний, как бы игнорирующих местные силы и их знание своей области. Это особенно часто повторяется в вопросах научно-иселедователь- ского характера. Сибирь ставится po s t fac tum перед тем или иным ре шением центральных организаций и часто не в силах даже ока зать со­ ответствующего содействия. Разве могли бы иметь место те действия местной администрации, какие были выявлены в отношении полета в Под­ каменной Тунгузке, при заблаговременной подготовке и администрации, и общественного мнения к намеченному полету. Туруханский полет лишний раз показывает, как в известных усло­ виях легко не только схоронить прекрасную идею, но и надолго поту­ шить горячий, вызвавший ее к жизни, энтузиазм . Вывод. Надо опубликовать все плюсы и минусы пробного полета. Вернуть к нему внимание Сибири и на следующий год организовать новые полеты, при учете всех организационных и других недочетов, до­ пущенных при первом опытном полете.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2