Сибирские огни, 1926, № 4

летов, должен был выяснить и некоторые практические задачи экономи­ ческого значения. Аппарат, совершающий пробные полеты (их всего .намечалось три:— Красноярск—Дудинка, в крайнем случае Красноярск— Туруханск), должен был предоставить не менее 15 пудов полезного груза в каждый конец для загрузки пушниной, почтой и другими технически допускаемыми грузами, по указанию учреждений, участвующих в пробных полетах. При этом, вместе с предварительной заброской и Туруханск и дру­ гие пункты (санным путем) горючего и др. материалов, предполагалось забросить и аппараты для прессования (в виде опыта) беличьих шкурок в тюки, удобные для погрузки на аэроплан. Попутно должны были быть выяснены и способы укладки на аппарат шкурок песца и др. пушнины. На прямом рейсе предполагалась в виде опыта же переброска ману­ фактуры и других технически допускаемых грузов, кроме почты. Огромный интерес Сибири к этим полетам представляется совер­ шенно понятным. Ее инициатива направлялась к выполнению задачи исключительной важности. Помимо чисто коммерческих заданий, резуль­ таты этих пробных полетов приобретали весьма крупное научное значе ­ ние, распространяли победу человека над воздушной стихией в широтах, какие достигались до настоящего времени лишь, как редкое исключение. Полет необычайный, интерес к которому, вне всякого сомнения, должен был возникнуть и з а пределами Союза. Предположениям Сибири, однако, не,удалось осуществиться. Выпол­ нение пробных полетов по договору Госторга РСФСР с «Добролетом» должен был выполнить последний, для чего им был командирован само­ лет Ю-В «Моссовет», ожидавшийся в Красноярске, с расчетом, чтобы начать полет на север не позднее 1 марта. Таким образом, местные сибирские организации, организации, столь ревностно готовившиеся к полетам, ставятся в роль, если не простых наблюдателей, то во всяком случае лишь в роль содействователей чу­ жому решению, выполняемому мало знакомыми с сибирскими условиями силами. Мы, к сожалению, не располагаем подробным деловым отчетом, из которого можно было бы ознакомиться с результами не вполне удачного полета, а потому не можем судить, насколько достигнуто выполнение хотя бы части тех предположений, какие намечались местным сибирским совещанием хозяйственников. Те интересные и живые корреспонденции, которые давались в си­ бирской прессе («Советская Сибирь») участником полета М. Плотнико- вым-Сибиряковым и другими, при всей восторженности их тона, все же не смогли затушевать наличия организационных и других дефектов по ­ лета, обнаружившихся с первых же дней полета. Действительно, вылетевший из Красноярска 4 марта «Моссовет» через два часа потерпел серьезную аварию, при спуске в Енисейске. Заблаговременно выбранный аэродром оказался неудачным, на косогорах, на 2 метровом снегу. Самолет сломал винт и шасси. Приведение в по­ рядок заняло 72 дней. При этом любопытна деталь: Красноярск, как база для такого исключительной сложности и важности полета, не имел даже запасного винта, его надо было выписывать из Москвы. Неудачным оказался и выбор лыж для самолета. Потеря 12 суток столь драгоцен­ ного времени сразу спутала все расчеты. Не только выполнение 3 наме­ ченных рейсов, но и достижение Дудинки представлялось уже сомни­ тельным, в связи с приближающейся оттепелью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2