Сибирские огни, 1926, № 4

Воздушная связь с Туруханским краем. В. Болдырев. I. Огромные, слабо заселенные пространства Сибири, особенно ее се­ вер, крайне бедны при этом путями сообщения. Это последнее обстоя­ тельство чрезвычайно затрудняет эксплоатацию огромных сырьевых бо­ гатств Сибири— особенно тех богатых золотом и пушниной районов, ко­ торые находятся к северу от железнодорожной магистрали. Расчет на быстрое создание земных путей сообщения в виде желе з ­ ных дорог, обслуживающих огромный Сибирский север, пока представляется мало вероятным по целому ряду причин (необходимость значительных де­ нежных средств, времени, достаточной заселенности и проч.), между тем север Сибири обладает богатствами , эксплоатация которых весьма рен­ табельна даже без затраты особых усилий и капитала. Это особенно о т ­ носится к пушнине. Наибольшее затруднение до сего времени представлялось со стороны своевременности доставки пушнины на базисные склады Сибири и вывоза ее на заграничные рынки. Зависимость доставки пушнины или от сроков навигации, при использовании водных путей, или от времени установле­ ния санного пути, при перевозках почтой—гужом, приводила обыкновенно к двум невыгодным обстоятельствам: к чрезвычайно длительной оборачи­ ваемости затраченных соответствующими организациями капиталов и не ­ возможности использования наиболее благоприятных периодов реализации пушнины на заграничном рынке. И то, и другое, несомненно, понижало рентабельность пушных операций. В связи с изложенным возникла мысль о применении воздушных со­ общений для связи бездорожных районов Сибири с ее административно­ экономическими центрами*). Появились проекты воздушных линий: 1) «Иркутск —Якутск», р а зр а ­ ботанный «Добролетом» и 2) «Туруханск—Дудинка—Норильское», выдви­ нутый по инициативе главной пушно-сырьевой конторы Госторга. Кроме того, в Бюро с 'ездов Госплана СССР рассматривается проект немецкого капитана Брунса по организации воздушного транс-арктичес- кого сообщения на цеппелинах между Европой и Америкой, вдоль север­ ного побережья Союза и, главным образом, Сибири. *) Возможная и желательная для Сибири сеть воздушных сообщений, см- «Жизнь Сибири», № 5, 1925 г. статья проф. В. Болдырева «Перспективы воздушных сообщений в Сибири.»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2