Сибирские огни, 1926, № 4
из Греции в Западную Сибирь. Если бы он имел смелость сделать те сближения, какие я выше сделал, то разрытые им могильники он смог бы отнести к более древней эпохе. При его эрудиции можно было легко учесть и те формы, в какие с течением времени вылился первоначальный обряд, и те формы, из которых данный похоронный обряд возник. Это значило бы открыть историю Азии на новой с т р а н и ц е . , ^ О/С , Неожиданное подтверждение своих, достаточно смелых, выводов я нашел в открытиях нашего известного путешественника П. К. Козлова в Монголии. К сожалению, мне пока еще не удалось подробно ознакомиться с опи санием работ его экспедиции, и я пользуюся всего лишь библиографиче ской заметкой П. Хороших, помещенной все в том № з «Сибирских Огней». Найденные погребения, отнесенные к III веку до P. X., на необходимые .700 лет древнее могильников Чугунова. Разнообразное и богатое убран ство гробниц говорит за оживленные сношения с внешним миром, в том числе и с Грецией. Описание устройства гробницы очень живо напоми нает описание Чугуновских могильников. Интересная подробность: о сно вание курганов «прямоугольное... выраженное рядом больших бесформен ных камней...» Пирамиды Египта также имеют прямоугольное основание. В полном противоречии с богатством даже драгоценностей, найден ных в гробницах, предполагают, что они подверглись разграблению: «так как ни в одном из курганов не было найдено целиком человеческого ко стяка—найдены отдельные кости». Спрашивается почему же трупы р а з бросаны и ограблены, а убранство могил осталось цело, да ни в одном, а во всех более, чем десяти курганах? Значит, это массовое ограбление велось систематически и если смо гли проникнуть в самую гробницу, то почему не могли ограбить окру жающие ее коридоры. Точно такое же, более чем осторожное, заключение по. поводу р а з бросанных костяков сделал и проф. Чугунов. Мне кажется, что только похоронный обряд может быть привлечен к об'яснению находки разбросанных костяков в гробницах. В самом дел? невозможно предполагать, что грабители, имевшие время разрыть все кур ганы и ограбить их, не имели времени снять золотые пластинки с кры шки гробницы. Обряд связан с верованиями, а где верования там и рели гиозный миф, религиозная легенда. Легенды нужно привлечь для правиль ного чтения находок как П. К. Козлова, так и проф. Чугунова. Следовательно, легенды нужны, но нужны, как вспомогательный ма териал, особенно легенды религиозные. Сами по себе, как историческая поэма, как устная летопись, они—материал, более чем ненадежный—они слишком много впивают в себя от миросозерцания как рассказчика, так и лица, записывающего их. Тем страшнее с целью выяснения географи ческих названий пытаться подвести под них историческую базу, как это сделал Мягков с легендой о Томе и Ушае, которая , к его несчастью, оказалось вымыслом поэтически настроенного студента. Очень печально то, что страницы сибирских журналов полны т а ки ми преданиями и сказаниями. Порой они красивы, но зачастую они не лепы. Нелепы именно для сибиряка, хоть сколько-нибудь знакомого с х о дом завоевания Сибири и бытом туземцев. Необходимо более критиче ское отношение к сибирским легендам и преданиям. Желательно, чтобы лица, любящие перелистывать пыльные акты истории, больше внимания отдали критическому разбору и изучению уже собранных вещественных данных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2