Сибирские огни, 1926, № 4
ЛЕГЕНДЫ И ГЕОГ РАФИЧЕСКИЕ НАЗ ВАНИЯ . 135 странный обычай давать имена рекам и озерам по имени кого-либо в них утонувшего или даже невольно выкупавшегося, не выдерживает никакой критики. Кто согласится с этим утверждением, том должен признать, что за все время существования р. Томи, если даже считать от P. X., на протяжении 19 столетий, на такой далеко не маленькой реке, Джульета севера, княжна Тома не нашла себе соперника или соперницы, которые хоть бы не только утонули, а даже случайно выкупались, ибо в противном случае р. Томь имела бы столько же названий, сколько улусов было на ее бе регах. Скажите, куда бы девалась «поразительная живучесть географиче ских названий». По моему скромному мнению, э тот странный обычай представляет собой махровую развестистую клюкву, под которой с удовольствием, в жаркий летний день отдыха, эдак семейке, хорошо попить чайку в при куску с калачиком Лингвист должен вскрыть географические названия. Нужно к ним подойти без всяких романтических фантазий, иначе мы рискуем получить такую геологическую карту, о которой еще только мечтают наши геолкомщики. тим я совсем не намерен умалять для истории и смежных с ней дисциплин значения легенд и преданий, особенно, религиозных. Они нуж ны, но нужны для правильного чтения, как исторических актов, так и вещественных остатков. Каковы бывают последствия пренебрежения ими, можно видеть на следующем примере: проф. Чугунов, разрыв могильники Каинского уезда, обнаружил в главной могиле странные похороны. Тело -оказалось разрублено на 14 кусков, разбросанных ио могиле без всякой системы относительно стран света, к которым ориентировался профессор. Факт разрубания трупа на части, заботливое и прочное устройство мо гильного склепа, а равно насыпание громадного кургана,— все это гово рит за то, что похороны сопровождались определенным ритуалом, харак терно близким к мифу об Озирисе и Изиде. Там, в этом мифе, свирепый Сэт , убив бога Солнца—Озириса, разрубает его на 13 частей и разбра сывает в беспорядке по всему свету. Изида, жена и сестра Озириса, долго ходит и собирает дорогие останки, и, только собрав весь труп, ожи вляет Озириса. Время, пока Озирис был мертв, было временем мрака, временем смерти природы. Миф явно носит следы северного происхожде ния, т ак как время власти Сэта, время мрака, скорее нужно приравнять к зиме, а не к тому периоду палящего зноя, какие знает Северная Африка. И вот проф. Чугунов натыкается н^ странные похороны в Западной Сибири, где труп разрубается на части и разбрасывается по могиле, и никто не осмеливается сблизить эти два факта . Кто знает? Быть может гиксы Египта и чудь Западной Европы— две ветки одного и того же племени. Быть может сибирский курган и египетская пирамида—одна и т а же форма могильной насыпи, выражен ная разным материалом: черноземом и камнем. Быть может большая квадратная башня, построенная из чернозема, без крыши, без окон и дверей и поныне чернеющая на дороге между д. Дубасовой и с. Ниже- каргатским, Барабинского округа (народное название— Киргизкое чучело) есть одна из форм, так называемых, башен смерти. Быть может письме- гга, близ д. Письменной, на скалах р. Томи есть более поздние остатки этой древней, возможно Волёе культурной^ чем современные туземцы, ветви народов Азии. Проф. Чугунов, на основании найденных им золотых вещей работы мастеров города Трои, гибель которой воспета Гомером, датирует свои могильники 4 веком по P. X. Он думает, что необходимо было не менее семисот лет, чтобы эти золотые вещицы смогли попасть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2