Сибирские огни, 1926, № 4

годетельным существом, рядом другая богиня Окин-Тенгри—очень свире­ пая. Между тем буддийское предание утверждает, что это одно и то же лицо. Для первой, благодетельной формы существует наименование Амур- лингой, для второй—Докшит. Окин-Тенгри—это Докшит. Всего поразительнее—э то случай с очень симпатичным буддийским богом Арьябалом, В предании Арьябал—-самый гуманный бог и легенда сама по себе очень изящная. Между тем, в Монголии существует исто­ рическая сказка, герой которой вор, плут, ничего не признает святого, над святынями издевается и над духовными лицами также , не признает нравственности,—монголы называют его Балын-Сынге и думают, что он тоже Арьябал. Вот, я и думаю, что об этой центральной фигуре, исчезнувшего культа, в Северной Монголии были две легенды; первая— алгурлинюйская, вторая— докшитская. Обе они из центральной Азии перешли и на запад,, будучи перенесены хазарами, а в хазарской стране было большое еврей­ ское население, усвоившее хазарские верования. Затем образовалось н о ­ вое общество верующих, которые были адептами этого загадочного культа— и они стали отсортировывать хорошие черты этого бога, приз­ навая за истину только те рассказы, где бог являлся благодетельным существом, а докшитский элемент стали отвергать. В другой части общества, хазарско-еврейской оставался старый культ. Там обе легенды признавали з а истину, нисколько не скандализи­ руясь тем, что богу приписывались черты вора и разрушителя. С течением времени, в середине века, эта часть населения хазар- ствующего еврейства исчезла и остались только чистые Мозенеты. Хри­ стиане же стали считать эту легенду з а пасквиль, сочиненный евреями яко-бы в средние века, но мы убеждены, что эта легенда происхождения дохристианского,—и обвинять евреев в сочинении пасквиля на Христа нет оснований. Эта легенда имеет некоторую связь с бытом хазар. Известно, что хазарские каганы не были светскими владетелями, царями,—это были скорее духовные лица. Светским же правителям Хазарской земли припи­ сывают -название пех, т. е. князь. Я уже имел случай высказать мысль, что хазарские каганы—это были лица, одаренные высшею благодатью, подобно гагенам Монголии, которые для своего края служат фетишами, источниками благоденствия: одно его пребывание в данной местности дает ей обеспечение счастья, здоровья и богатства. Один исследователь говорит, что если хазарские земли посещало какое нибудь несчастье: мор, голод,—то народ приходил толпой к пеху и говорил: «Должно быть э тот каган фальшивый. Удави его, вот веревка. Пусть будет другой». О гагенах существует подобное же предание. У монголов имя Гесер (Гесар) придается брату Чингиз-Хана. Об этом Гесере есть повесть, состоящая из двух частей. Одна рассказывает о его детстве, а другая о подвигах богатыря. В первой части Гесер—плутоватый озорник, отвратительный, вроде Иегушта; он одарен сверхестественной силой и может творить чудеса, но он этой силой злоупотребляет. Вот в этой повести рассказывается, между прочим, следующий эпизод. Придворные девицы вместе с царевной идут з а водой, Гесер присоеди­ няется к ним, они несут кувшины и он тоже просит себе кувшин. Воз ­ вращаясь с полным сосудом домой, он намеренно роняет свой кувшин,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2