Сибирские огни, 1926, № 4
Хана. Теперь под этим именем подразумевается китайский император, а по книжным преданиям—Дзен называется Чингиз-Ханом. Князья, чтобы закрепить верность заговора, устраивают трапезу , едят мясо и пьют кровь черного козла. Во время трапезы советник Дзена Дундук-Сохур (кривой на один глаз) предупреждает Шидер-вана, что один из находя- жихся за столом—предатель. Кончилось это тем, что Шидер-ван был схвачен и казнен. Нашли три, рядом стоящие, дерева и к среднему его пригвоздили. Относительно пригвождения—это очень распространенный мотив в Ордосском фоль клоре. Теперь я приведу третий рассказ. Это еврейская легенда; она поме щена, между прочим, в еврейской книге Toledoth . Недавно Краусс соби рал варианты этой легенды в России, Германии и Англии и напечатал книжку на немецком языке «Жизнь Христа по еврейским источникам». Мариам, девица вполне нравственная, имела жениха Иоанна, но на нее имел претензии ее сосед Иосиф Пандырь. Однажды, поздно вечером, когда было темно, Иосиф постучался к ней в дверь. Мариам его впусти ла, приняв з а Иоанна. Результатом этого посещения было рождение мальчика, по имени Иегушта Жених Иоанн удалился в Вавилон, а Иосиф Пандырь стал мужем Мариам. Мальчик вырос и юношей оказался большим озорником. Он не слу шался старших, не учился, проявил склонность к воровству; он, наконец, решился на самое дерзкое воровство, задумав похитить «имя господне», которое хранилось в «святая святых». В «святая святых» допускали людей только нагими. Иегушта нагим вошел туда, взял «имя господне», спрятал его, надрезав себе кожу и з а тем вышел. Стража видела нагого человека, но в руках у него ничего не было —и его пропустили. «Имя господне» давало силу творить удивительные веши: ходить по воде, летать по воздуху и даже воскрешать мертвых. Население -стало говорить, что явился Мессия. Синедрион заволно вался и решили его уничтожить, но люди, посланные з а ним, не могли его взять: когда стали его догонять, он поднялся на воздух. Тогда ст а рейшины обратились к Иегуда из Кариота, тот взялся з а дело. Иегуда повторил процесс: он тоже пошел в храм и украл «имя господне» и т о же получил возможность творить чудеса. Он погнался з а Иегушта, тот взлетает на воздух, а Иегуда выше его. У него был в руках сосуд с ка кой-то нечистотой, ядовитой жидкостью, которою он и брызнул. Это о т няло у Иегушта силу, он опустился на землю и был схвачен. Последующая казнь - в двух вариантах. По одному варианту стали бросать в него камнями; камни или не достигали его, или перелетали. В это время проезжал мимо крестьянин с возом капусты и спросил: что там делается? Ему сказали, что ка знят самозванца. Крестьянин проговорил:—пусть и моя рука сдепает,—швырнул вилком и попал в Иегушта; тогда все рас хватали капусту, бросая в Иегушта и убили его. По другому варианту казнь происходит иначе. Иегушту пытались распять на кресте, но все деревья рассыпались в щепки и он остался невредимым. Тогда Иегуда об'яснил, что это происхо дит потому, что мать Иегушты благословила все деревья и просила их не вредить ее сыну, но она забыла кочерыжку, капусты,—евреи взяли кочерыжку и распяли Христа на ней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2