Сибирские огни, 1926, № 4
враждебно и отказались платить подати, а Чет-Челпанов под’ехал к нему, ударил его плетью и сказал: «зачем ты ходишь к начальству, у калмыков будет свое начальство и свой царь». Калмыки говорили, что они ждут старого своего хана-Ойрата, который должен придти с неба на белом коне, при- чем заявляли, что начальства им не надо и не допускали никого из русских к Чет-Челпанову. Челпанов, выйдя из своей юрты, приехавшему из Бийска уполномоченному администрации заявил: «Зачем приехал, теперь у калмы ков свой бог и царь, а потому русское начальство не должно к ним ездить, а русского царя они теперь не знают». Таким образом, создалось общее на строение у калмыков, чрезвычайно благоприятное для распространения уве ренности в том, что Чет-Челпанов очень близко стоит к богу, что скоро нужно ожидать пришествия Ойрата, что может быть в лице Чет-Челпанова и нужно признать Ойрата, что отныне нужно отказаться от признания власти русского царя, что нужно бросить бумажные денежные русские знаки, что нужно стремиться всеми силами к об'единению калмыцкого народа. Созда лась у калмыков и следующая молитва: «Ты, мой Бурхан, живущий вверху, ты, мой Ойрат, ходящий внизу, избави меня от русских, сохрани меня от пуль их». В виду того, что местная администрация признавала крайне необходи мым не дать дальнейшего распространения этому движению на Алтае, в виду все более и более распространявшейся молвы о движении туземцев, в виду отсутствия на месте достаточной воинской силы — администрация решила принять меры против калмыков, использовав для этого русское население, во оружив крестьян в селении Усть-Кан, ближайшем к центру движения. К 20 июня собрано было в Усть-Кан около 1.200 человек русских, ко торые были разделены на три группы, под командой полицейских приставов и под непосредственным общим руководством бийского исправника Тукма- 'чева. Почти половина крестьян была вооружена. Находившийся исправник предложил крестьянам при наступлении не стрелять без его приказания. Кре стьянам был указан сигнал: по эвону колокола 21 июня в 2 часа по полуночи собраться на площадь в селе и оттуда направиться в лог Дерем, при чем вся" эта тукмачевская «армия» была разделена на три отряда. На площади был отслужен, как перед наступательной войной, молебен тогдашним бийскит! епископом Макарием, позднее—томским, произнесшим слово «о любви к ближнему». 21-го июля, ровно в два часа, ночную тишину в селе нарушили набат ные звуки церковного колокола, призывавшие собравшихся крестьян на пло щадь, чтобы оттуда направиться в лог Дерем. В половине третьего, с зарею, все группы тукмаческой «армии» отправлялись заранее указанными путями к месту сборища калмыков в лог Дерем с таким расчетом, чтобы последний был оцеплен со всех сторон. Не доезжая 10 верст до лога Дерем, исправник по дороге заметил в горах первый караул Чети из калмыков, которые, бла годаря быстроте лошадей урядника и крестьян, были задержаны. Таким же образом были арестованы еще три ра з ’езда Чети-Чалпанова. Калмыков в логу Дерем застали стоящими лицами на восток и в молитве. Количество их было более трех тысяч человек. Исправник предварительно предложил калмыкам немедленно выдать Чети-Челпанова с женой и дочерью. Калмыки отвечали уклончиво, говоря, что Чети нет. Посланного в толпу урядника кал мыки упорно не допускали до юрты Челпанова. Тогда исправник приказал взять юрту силою, но без употребления в дело огнестрельного оружия. Все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2