Сибирские огни, 1926, № 4
ЛЕ ГЕНДАРНЫЙ ОЙ Р А Т - Х АН . 121 нистрации калмыцкой зайсаны дали обещание воздействовать на своих соро дичей. Связи с Монголией непосредственно нет. Опасности непосредственной в виде возможности каких-нибудь насилий в настоящее время, по собранным данным, предполагать нельзя, скорее возможно обратное—насилие русского населения против калмыков. Паника, несомненно, существует среди пересе ленцев на заимках и среди чинов землеустроительных работ Алтайского округа, среди которых находится не мало неблагонадежных, занимающихся пропагандой при всяком удобном случае. Население на месте несколько успо коилось, но слухи пошли дальше, увеличиваясь. За китайской границей имеется наблюдение». Неожиданные события на Алтае захватили внимание не только админи страции, но и судебного ведомства. По мнению представителя судебной вла сти, все дело возникло при следующих обстоятельствах: кочующие в алтай ских горах калмыки-шаманисты до последнего времени почитали злых духов, которым посвящали шкуры животных и приносили ы жертву лошадей. Пред ставление о добром божестве начало проникать к ним из соседней с Алтаем Монголии, при торговых сношениях с буддистами и через буддийских лам, приезжавших на Алтай с целью религиозной пропаганды. Постепенно разви валось сознание неудовлетворительности старого вероучения, при чем пере ход в буддизм, заведомо не поощряемый правительством, не сулил особых благ вперед, а принятие православия, сущность которого непонятна большин ству калмыков, сопряжено с некоторыми стеснениями, значительными обяза тельствами и подчинением власти миссионеров. Наряду с этим, повидимому, многим калмыкам известна легенда о хане-Ойрате, который раньше правил калмыками и исчез с тем, чтобы вернуться для об’единения калмыков и воца риться над ними. Таким образом, с именем Ойрата связаны у калмыков, кроме представления религиозного характера, также и надежды на буду-ч щую их политическую самостоятельность. При таком настроении умов раз-л неслась по Алтаю весть—будто в логе Дерем (Терем), расположенном в запад ной части Алтайских гор, у верховьев реки Кана, в 20-ти верстах от села Усть-Кан, появился необыкновенный человек по имени Чет-Челпанов, кото рый, по словам одних,—пророк какого-то бога; по словам других, и есть божественный хан-Ойрат. Все слухи сводились, однако, к тому, что калмыки должны сжечь своих идолов, прекратить поклонение старым богам и обратиться в лог Дерем, иначе будут убиты громом. Крайне взвол нованные этим, калмыки стали с’езжаться к Чети, при чем сборище их к средине июля достигло трех и даже более тысяч человек. Кроме того, раз несся слух о появлении 30.000 китайского войска, наступающего на Алтай.* В средине июня под влиянием вести о калмыцком царе, об отпадении кал мыков от Российской империи создалось очень тревожное настроение в западной части Алтайских гор среди русских крестьян, живущих вблизи калмыцких кочевий, перешедшее скоро в панику, при чем многие крестьяне намеревались уйти с Алтая и покинуть свои дома и угодья. В тех же местах, где русское население уже многочисленно, калмыки почувствовали себя в опасности и были случаи бегства их в глубь гор. Когда стали расспрашивать Челпанова ,то он заявил, что ему являлся бог и приказал молиться невидимому богу-солнцу и месяцу, чтобы он дал бла гословение хану-Ойрату. Когда один из калмыков, Тарбаганов, давал показания, то заметил, что к приезду его в лог Дерем за податями все бывшие там калмыки отнеслись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2