Сибирские огни, 1926, № 4

ЛЕ ГЕНДАРНЫЙ ОЙ Р А Т - Х АН . 121 нистрации калмыцкой зайсаны дали обещание воздействовать на своих соро­ дичей. Связи с Монголией непосредственно нет. Опасности непосредственной в виде возможности каких-нибудь насилий в настоящее время, по собранным данным, предполагать нельзя, скорее возможно обратное—насилие русского населения против калмыков. Паника, несомненно, существует среди пересе­ ленцев на заимках и среди чинов землеустроительных работ Алтайского округа, среди которых находится не мало неблагонадежных, занимающихся пропагандой при всяком удобном случае. Население на месте несколько успо­ коилось, но слухи пошли дальше, увеличиваясь. За китайской границей имеется наблюдение». Неожиданные события на Алтае захватили внимание не только админи­ страции, но и судебного ведомства. По мнению представителя судебной вла­ сти, все дело возникло при следующих обстоятельствах: кочующие в алтай­ ских горах калмыки-шаманисты до последнего времени почитали злых духов, которым посвящали шкуры животных и приносили ы жертву лошадей. Пред­ ставление о добром божестве начало проникать к ним из соседней с Алтаем Монголии, при торговых сношениях с буддистами и через буддийских лам, приезжавших на Алтай с целью религиозной пропаганды. Постепенно разви­ валось сознание неудовлетворительности старого вероучения, при чем пере­ ход в буддизм, заведомо не поощряемый правительством, не сулил особых благ вперед, а принятие православия, сущность которого непонятна большин­ ству калмыков, сопряжено с некоторыми стеснениями, значительными обяза­ тельствами и подчинением власти миссионеров. Наряду с этим, повидимому, многим калмыкам известна легенда о хане-Ойрате, который раньше правил калмыками и исчез с тем, чтобы вернуться для об’единения калмыков и воца­ риться над ними. Таким образом, с именем Ойрата связаны у калмыков, кроме представления религиозного характера, также и надежды на буду-ч щую их политическую самостоятельность. При таком настроении умов раз-л неслась по Алтаю весть—будто в логе Дерем (Терем), расположенном в запад­ ной части Алтайских гор, у верховьев реки Кана, в 20-ти верстах от села Усть-Кан, появился необыкновенный человек по имени Чет-Челпанов, кото­ рый, по словам одних,—пророк какого-то бога; по словам других, и есть божественный хан-Ойрат. Все слухи сводились, однако, к тому, что калмыки должны сжечь своих идолов, прекратить поклонение старым богам и обратиться в лог Дерем, иначе будут убиты громом. Крайне взвол­ нованные этим, калмыки стали с’езжаться к Чети, при чем сборище их к средине июля достигло трех и даже более тысяч человек. Кроме того, раз ­ несся слух о появлении 30.000 китайского войска, наступающего на Алтай.* В средине июня под влиянием вести о калмыцком царе, об отпадении кал­ мыков от Российской империи создалось очень тревожное настроение в западной части Алтайских гор среди русских крестьян, живущих вблизи калмыцких кочевий, перешедшее скоро в панику, при чем многие крестьяне намеревались уйти с Алтая и покинуть свои дома и угодья. В тех же местах, где русское население уже многочисленно, калмыки почувствовали себя в опасности и были случаи бегства их в глубь гор. Когда стали расспрашивать Челпанова ,то он заявил, что ему являлся бог и приказал молиться невидимому богу-солнцу и месяцу, чтобы он дал бла­ гословение хану-Ойрату. Когда один из калмыков, Тарбаганов, давал показания, то заметил, что к приезду его в лог Дерем за податями все бывшие там калмыки отнеслись

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2