Сибирские огни, 1926, № 4
слухов, то становится понятным быстрое распространение и легенды, и уве ренность в том, что наступил момент пришествия Ойрат-Хана. Наряду с этим были очень распространены среди туземного населения в этот момент и следующие слухи. По реке Чарышу, при впадении речки Карлык, одной пастушке-калмычке явились на степи две девушки и приказа ли: «Иди и скажи своим домашним, чтобы они сегодня к ночи из своей юрты ушли в другую юрту, а мы придем в вашу юрту». Девушка-пастушка пришла домой и из боязни ничего не сказала своим. Когда уже стемнело и наступила ночь, вдруг совершенно неожиданно отец этой пастушки лишился рассудка и у него явилось сильнейшее желание, как можно скорее уйти из своей юрты в соседнюю. По уходе его из юрты вдруг явились две радуги сразу и вслед за этим вошли и те две девушки, которых раньше видела пастушка, Вошедшие спросили у ней, почему в юрте находятся какие-то разные идолы, и потребо вали, чтобы она их уничтожила. Девушка на это сказала, что она этого сама сделать не может без старших. Тогда пришедшие стали махать руками и идолы стали отрываться и падать в огонь. Затем они же сказали этой па стушке, чтобы завтра утром она пошла к своим соседям и сказала бы им, чтобы они уничтожили своих идолов, что она и сделала, но соседи ей не по верили, назвав ее сумасшедшей. В тот же момент их опалила молния. Тогда эти являвшиеся раньше девушки пришли к ним и сказали: если они не будут верить приказаниям, то будут наказаны, и снова требовали уничтожить идо лов. Они же предсказали о скором восстановлении ханства Алтайского*). Упорные слухи о начавшемся движении туземцев-калмыков на Алтае не только привлекли к себе внимание местной администрации и населения, но вышли и за пределы Сибири. Появились агентские телеграммы, получены были донесения и в бывшем министерстве внутренних дел. В начале июня томский губернатор по данному вопросу сообщил в министерство: «Калмыки, кочующие о т села Онгудайского и дальше на запад и восток - от Бийского. тракта, стали собираться в средине и конце мая на необычные для этих инородцев с’езды, человек по 300, по 400 в одном и Touf же месте, к западу от селения Усть-Кан. Привлекало их туда появление нового пророка- калмыка Чети-Челпанова, об'явившего новую веру и совершавшего моление новому богу. Приезжавшие калмыки привозили с собой пророку подарки в виде мехов, шелка, лент и проч. и ждали появления знамения на солнце.^Со бравшиеся калмыки были все без оружия, не имея при себе даже обыкновен ных своих ножей^ Большинство приезжих, несколько сот, уверовавших обе регали ход в юрту Чети. Когда сведения были получены в Бийске, то кресть янский начальник и становой пристав в сопровождении урядников прибыли на место сборища. Калмыки об’яснили подробно значение своего собрания, но проникнуть, однако, к пророку не допустили. Челпанов сам выходил, рас сказал о новой вере, о новом боге Бурхане. Существование других побужде ний, напр., об'единение всех разрозненных калмыков под одной властью— вероятно. Приступать к насильственным мерам прекращения сборища было невозможно, в виду малочисленности чинов полиции. ^Йызов войск мог быть сделан лишь из Томска, при чем пророк, несомненно, своевременно скрылся бы. Окрестное русское население, достаточно вооруженное, собирать было бы нежелательно, так как оно охотно произвело бы побоище, вследствие всегдашнего враждебного настроения к инородцам.Ютоявшие во главе адми- *) Чети-Челпанов. руководитель движения калмыков, был сильным противником шаманов и шаманизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2