Сибирские огни, 1926, № 4
ЛЕ ГЕНДАРНЫЙ ОЙР / л Т -ХАН 119 «Управляющий Онгудайской таможней, Белоохунский сельский старо ста и пристав Бучинский доносят о страшно враждебном отношении русских и калмыков, вследствие чего из Бийска потребовали от барнаульского воин ского начальника присылки ста человек солдат». оздавшееся тревожное настроение вызвало в тот же день, т.-е. 28 ма мму из Омска от генерал-губернатора: Случае надобности необходимо принять решительные меры восст Но оказалось, что не так-то легко в то ремя можно было передвинуть хотя бы небольшую часть в Бийский уезд. Барнаульский воинский начальник телеграфировал, что по недостатку людей в барнаульском баталионе, требуе мые сто человек могут быть командированы только из томского запасного баталиона, но при условии, что будет сообщена цель призыва*). Пока шла эта переписка административных лиц, движение среди кал мыков все более и более усиливалось. Легенда, послужившая основанием к об’единению туземцев в данном направлении, свое дело делала. Существовало предание, что от распавшегося царства Чингиз-Хана в некоторых местах со хранились еще мелкие княжества и что на Алтае в одном из них жил Ойрат- Хан. Он был последним потомком великого хана Чингиза. Народ, которым он правил, со всех сторон теснили враги. Наступал конец последнему ханству. Это видел Ойрат-Хан. Видел и страдал потому, что не мог перенести даже мысли о таком позоре. Уйти из своего ханства—вот что оставалось хану, чтобы спастись от срама и смерти. Так и поступил Ойрат-Хан. Никто не знал, куда он скрылся, когда ханством завладели русские. Ходили упорные слухи, что хан обещал возвратиться через много лет и восстановить великое хан ство. Была и другая легенда. В начале царствования Екатерины И-й калмы ками правил в Монголии князь Шунни, который, приведя свой народ в Гор ный Алтай и заключив с русским правительством договор о принятии его в подданства*Рос сии, перед смертью велел алтайцам проживать мирно до того момента, пока он, Шунни, не придет на землю и опять будет править ими. В каком образе явится—он не сказал, но время пришествия определил так: : «когда упадут все три спицы снежных вершин горы Катунь (Белуха)». Этого- то Шунни и ждут алтайцы в образе Ойрата. Были известны уже два случая появления Ойрата: первый в 70-х годах XIX века, когда движение к признанию явившегося ламы Ойратом удалось приостановить и рассеять. Второй случай произошел при следующих обстоя тельствах: в 1900 году одна из снежных спиц Катуньского хребта под влия нием атмосферы изменила свой контур и этим воспользовался один нищен ствующий монгол-лама. Он выдал себя за Ойрата. Но он не привлек к себе много приверженцев, так как упала только одна вершина Катуни и в самом начале распространения учения он был захвачен администрацией и выслан за пределы Алтая. В 1904 г., по уверению калмыков, упала вторая спица вершины Катуни незначительно изменился контур третьей^Это обстоятельство и послужило, главным образом, к укреплению среди алтайцев верования в сбыточность предсказания Чети. Если к этому еще принять во внимание военное время, когда настроение у всех было тревожное и чуткое к восприятию всякого рода *) Происходила русско-японская война. Воинские части Сибири, прежде всего, *в полном составе были переброшены на Дальний Восток. новления порядка, не стесняясь и мерами силы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2