Сибирские огни, 1926, № 4

пять цвет священных лент красный и-белый на желтый и синий и запасаться пищевыми продуктами, чаем и т. п. Говорили, что по вечерам виднелись на горах светила в виде радуги и разноцветных огней и снова слухи о восстано­ влении калмыцкого государства. Все эти слухи, в связи с преданием у калмыков о скором пришествии Ойрат-Хана,—их божества, обещающего им освобождение от русских, по­ дали русскому населению повод к опасению, что калмыки могут сделать вос­ стание и даже внезапно напасть на русские селения. Одни высказывались, - что калмыков могли побудить к восстанию японские шпионы, забравшиеся через Монголию, другие уверяли даже, что слышали загадочные выражения от калмыков: «увидите через несколько дней, что будет». Обыватели, как кто мог, вооружились и ночами выходили в оба конца селения, некоторые выехали в более населенные русские деревни. Дети и женщины ночевали в таможенной ограде, под защитой вооруженных казенными револьверами и шашками таможенных стражников. Ночами раздавались отдельные выстрелы по селу для острастки, точно Онгудай готовился к осаде. Паника была большая. О всех этих событиях, происходивших в Онгудае, узнали и в Томске. 26-го мая 1904 г. в 9 часов утра, в своем кабинете томский губернатор Ста- рынкевич, просматривая полученные ночью телеграммы, обратил особенно внимание на следующую телеграмму бийского исправника Тукмачева: «По донесению местных должностных лиц и полученным письмам част­ ных лиц, в кочевьях на Алтае, вблизи селения Кана, появилось неизвестное тицо, собирает в большом числе калмыков и что-то проповедует. На место выехали миссионер и становой пристав с нижними полицейскими чинами. Ожидаю подробного донесения». Встревоженный губернатор в тот же день немедленно послал бийскому исправнику телеграфный запрос: «Немедленно срочно шифрованно донесите подробности сообщенного. Примите меры наблюдения и охраны Лутей, случае надобности,—обратиться за х помощью войск, снеситесь с Барнаулом, руководствуясь соответствующими статьями». Уже к вечеру в Томске губернатором была получена и дополнительная к первой, телеграмма: «Пристав 5 стана Бучинский лично выезжал на место и застал до 400 калмыков, совершающих богомоление. Удостоверился, что никакого неиз­ вестного или постороннего лица среди калмыков нет. Сбор калмыков проис­ ходит на религиозной почве, вообразивших, что пастух-калмык Чета-Челпа- нов, жена его и дочь получили от бога солнца указание совершать богомоле­ ние в логу Дерем (Терем), где и происходили сборища». На второй день после этого губернатор получил телеграфное уведомле­ ние более тревожного характера: «Необыкновенное сборище калмыков возбудило толки и волнения средч русского населения Алтая. Опасаются нападения калмыков на русских. Кал- кыки враждебно настроены. Не имея возможности выехать на место,—сооб­ щал исправник из Бийска,—в виду предстоящего призыва ратников, команди­ ровал помощника своего для срочного выяснения положения и принятия мер водворения спокойствия. Крестьянский начальник З-го участка должен вы­ ехать совместно». Еще тревожнее была получена телеграмма 28 мая ночью. Томского гу­ бернатора уведомляла бийская администрация:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2